Ереван, 18.Июнь.2024,
00
:
00
ՄԵՆՅՈՒ
Армянская Апостольская Церковь, прежде всего, является ориентиром национальной нравственности армянского народа: «Паст» В последнее время принятые шаги и позиция Армении в российско-украинской войне вызывают недоумение В Армении необходимо вести более радикальную и институциональную борьбу с действующими властями։ Аршак Карапетян Виктор Медведчук: мирная инициатива Путина — последний шанс для Украины Politico: ЕС хочет, чтобы Азербайджан направлял газ в Украину по российскому газопроводу Армия Израиля продолжает операции и ведет бои на юге и в центре сектора Газа Нарышкин заявил, что рассуждать о появлении военных баз США в Армении пока рано В случае принятия аналога грузинского закона, даже в самых мягких формах, удостоится недовольства гражданского общества и властей IDBank выпускает 3-ий транш долларовых облигаций 2024 года CBS News: США планируют предоставить статус нелегальным мигрантам, прожившим в стране 10 лет


Азербайджан находится на грани распада

Интервью
Волна ближневосточного хаоса может захлестнуть республику

Не самые радужные перспективы Азербайджана и Закавказья рисует «Русской планете», анализируя итоги прошлого геополитического года, политолог Рустам Искандари. 

— Назовите, пожалуйста, три главных, на ваш взгляд, события ушедшего года и его общие итоги.

— Тенденции и главные события 2015 года были привязаны к двум конфликтам — сирийскому и украинскому. В большей степени — к сирийскому. Даже процесс по разрешению конфликта на юго-востоке Украины в определенной степени привязан к происходящему в Сирии: без серьезного продвижения и даже победы там будет сложно окончательно победить на Украине.

Первое из трех главных событий, если постараться их выделить — минские договоренности — нельзя назвать прямым следствием развития ситуации в Сирии. Но то, что вооруженные действия на юго-востоке Украины не возобновились в полной мере, а сам кризис перестал быть магистральной темой мировых новостей, очевидно, связано и с переломом в сирийском конфликте, который произошел с началом операции российских Военно-космических сил.

Второе событие — подписание соглашения по «ядерному досье» Ирана — также стало возможным и даже необходимым в связи с ситуацией на Ближнем Востоке, когда изоляция ИРИ стремительно усугубляла дисбаланс сил в этом регионе. Постепенный выход Ирана из изоляции позволил начать складываться новому, российско-иранскому союзу на Большом Ближнем Востоке, что, вероятно, будет иметь далеко идущие последствия.

Выдвижение Ирана на первый план региональной политики и его сближение с Россией имеет особое значение в связи с постепенным ослаблением позиций Турции как на международной арене, так и во внутренней политике. Амбициозные и вместе с тем опрометчивые шаги Анкары достаточно быстро свели на нет почти все успехи этой страны в отношениях с соседями. Последним поражением Турции и, в частности, президента Эрдогана стал конфликт с Россией вокруг сбитого фронтового бомбардировщика Су-24. Вопреки бурной реакции российского экспертного сообщества, считаю, что этот конфликт был неизбежен: накопилось слишком много противоречий в отношениях Турции с Россией, начиная с сирийского кризиса и вплоть до мероприятий, посвященных столетию геноцида армян.

Третье событие — операция российских ВКС в Сирии, окончательно оформившая возвращение России на вершину мировой политики. Важным также стало принятие 18 декабря 2015 г. Совбезом ООН резолюции по политическому урегулированию конфликта в Сирии. Не люблю громких утверждений, но мне кажется очевидным, что 2015 год прошел под знаком России. Однако это не значит, что страна может почивать на лаврах. Напротив, это лишь усиливает и усложняет вызовы 2016-го. Как известно, удержаться на вершине всегда сложнее.


— Что бы вы назвали главным событием года на Кавказе? Как это отразится на развитии региона в этом году?

— Главные события для Кавказа в этом году происходили, скорее, вокруг него. В первую очередь выделю перераспределение баланса сил в треугольнике окружающих Кавказ государств — России, Турции и Ирана.

Турция, проводящая последнее десятилетие свою экономическую и культурную политику на Кавказе (за исключением Армении) почти без всяких препятствий, продолжила формирование союза с Грузией и Азербайджаном. Пока в России ожидали появления турецко-российского политического союза, Анкара продвигала в регионе свои и натовские интересы. Российско-турецкий конфликт поставил перед российским руководством вопрос о необходимости совершенно иной квалификации действий Анкары в этом регионе, а значит, и иного реагирования на эти действия. Ответы на этот вопрос мы, возможно, увидим уже в наступающем году.

Этот отрезвляющий конфликт поставил закавказские страны (главным образом Азербайджанскую Республику) перед выбором. Баку, приняв сразу после инцидента с фронтовым бомбардировщиком турецкого премьера Давутоглу с официальным визитом, во время которого были озвучены недвусмысленные лозунги о братстве двух стран, достаточно открыто выразил свою позицию.

Выход Ирана из изоляции также обозначил новые вехи в региональном соперничестве. Это значит, что Турция и Иран могут возобновить борьбу за влияние на Кавказе, которую мы наблюдали в 1990-е. Тогда Иран очевидно потерпел поражение. А после открытия «ядерного досье» он ослаб на международной арене настолько, что о каком-либо серьезном противостоянии с Турцией говорить не стоило. Подобное ослабление Ирана привело, в том числе и к усилению Израиля в регионе (особенно в Азербайджанской республике, что впрямую угрожало интересам Ирана).

Но даже после постепенного выхода из изоляции, свидетелями чего мы стали в уходящем году, ждать моментальных успехов Ирана на Южном Кавказе я бы не стал, так как ресурсов страны для этого пока мало. Для серьезного внешнеполитического рывка необходима социально-экономическая стабилизация внутри Ирана, для чего вопросы экономического развития должны быть наконец-то доверены технократам, а не политическим идеологам. Наряду с этим, отмечу, что политический ресурс Ирана в регионе Большого Ближнего Востока будет расти, увеличивая его вес и влияние и на Южном Кавказе.

Оба указанных процесса имеют самые негативные последствия, в первую очередь для Азербайджана, к которому неизбежно подбирается волна ближневосточного хаоса. О распаде Азербайджанской Республики под конец 2015 года стали уже говорить и местные эксперты (например, Зардушт Ализаде). Происходящие в стране негативные, нередко разрушительные процессы позволяют делать вывод о том, что в новом году никаких улучшений ситуации в Азербайджане не стоит. Вероятность кризисов очень высока. Олигархическо-политическая элита АР своими недальновидными действиями превратила государство в целый клубок различных конфликтов.

Я не склонен полагать, что война в Карабахе возобновится в предстоящем году. Однако при этом не стоит исключать попыток Баку осуществить «блицкриг» или, скорее, некую молниеносную операцию с целью отвлечь население от имеющихся в стране проблем, как это происходило, например, в 2014 году. В любом случае очевидна не только активизация глобальных факторов в переговорном процессе вокруг карабахского вопроса, но и постепенный рост напряженности на линии соприкосновения противников, о чем свидетельствует учащение прифронтовых инцидентов. В среднесрочной перспективе одна из таких «молниеносных операций», вероятно, приведет к возобновлению военных действий.

Кроме того, попустительская политика властей привела к тому, что в АР сформировались новые, нетрадиционные для страны религиозные общины, которые будут претендовать на власть. Главным образом, речь идет о салафитах, численность которых, по некоторым сообщениям, достигла уже 40 тысяч человек. Довольно много граждан АР сражается сегодня в рядах «Исламского государства» (запрещенная на территории РФ террористическая организация). Не исключена военная активизация салафитов в Азербайджане в свете их грядущего поражения в Сирии. В этом случае не избежать насильственной реакции шиитов, которые могут получить поддержку Ирана.

Наконец, главным проводником западных интересов в регионе ныне является не Тбилиси, а именно Баку, что не может не беспокоить Москву и Тегеран, отношения с которыми АР довела фактически до уровня «шапочных». Поэтому есть вероятность того, что следующее столкновение интересов мировых центров силы на постсоветском пространстве произойдет в Азербайджанской Республике.

— Если сравнивать итоги нынешнего года с предыдущим, возникает ощущение, что ход событий стремительно ускоряется. Успевают ли за событиями экспертное сообщество, общество, власти? Каковы возможные последствия отставания?

— Я солидарен с точкой зрения, что ход событий в мире ускоряется. Этот процесс идет уже очень давно и не является особенностью только нынешнего года. События в 2010-м развивались стремительнее, нежели это было в 2000-х, а в нулевых он был быстрее, нежели в 1990-е. В этом есть и эффект снежного кома: неразрешенные противоречия мировых держав, реваншистские устремления различных этнических, национальных, религиозных и прочих групп, грубые попытки отдельных сил установить свою гегемонию в том или ином регионе, растущий экономический дисбаланс различных групп и регионов лишь усиливаются и наращивают друг друга. Хаос увеличивается, утрачивается согласованность действий мировых элит. Это также ведет к тому, что периоды затишья между отдельными конфликтами уменьшаются. А значит, новый конфликт, который будет определять дальнейшее развитие системы международных отношений, разразится достаточно скоро.

В этих условиях экспертное сообщество оказывается не всегда готовым к изменениям, происходящим в мире. Боюсь, что эксперты сегодня зачастую комментируют уже произошедшее, нежели пытаются предвидеть или предотвратить то, что еще не случилось. Кроме того, они часто рассматривают ситуации в контексте каких-то политических или идеологических лекал. Этот упростительский подход очень вреден для страны. Это было хорошо заметно в случае с российско-турецким кризисом, до начала которого подавляющее большинство экспертов рисовало чрезмерно оптимистичные картины двухстороннего сотрудничества двух стран и его политического будущего. Кризис для них оказался совершенно неожиданным.

— Каков ваш прогноз на год для региона и мира?

— 2016 год может стать удачным для окончательного решения украинского конфликта. Относительно войны в Сирии я выскажу, вероятно, непопулярную мысль, но считаю, что никто из внешних сил, вовлеченных в конфликт, пока не заинтересован в исчезновении ИГ. Эта задача отодвинута в конец списка по завершению войны в Сирии. В течение 2016 года российско-иранский тандем при согласии нынешней американской администрации будет расчищать поле для дальнейших мирных переговоров. Стоит ожидать появления новых (или новых старых) участников переговорного процесса.

Кроме того, вероятно, усилится курдский вопрос. В связи с этим неожиданные шаги могут быть предприняты Турцией — в частности, в Ираке и Сирии. Вопреки ожиданиям некоторых экспертов, считающих курдов единой политической силой, думаю, что Барзани может вновь вступить в тактический союз с Эрдоганом против интересов других курдских групп в Сирии, а возможно, даже и Турции.

 

Армянская Апостольская Церковь, прежде всего, является ориентиром национальной нравственности армянского народа: «Паст» В последнее время принятые шаги и позиция Армении в российско-украинской войне вызывают недоумение В Армении необходимо вести более радикальную и институциональную борьбу с действующими властями։ Аршак Карапетян Пострадавшие от стихийного бедствия в центре внимания движения "Всеармянский фронт"Виктор Медведчук: мирная инициатива Путина — последний шанс для УкраиныPolitico: ЕС хочет, чтобы Азербайджан направлял газ в Украину по российскому газопроводу Армия Израиля продолжает операции и ведет бои на юге и в центре сектора Газа Нарышкин заявил, что рассуждать о появлении военных баз США в Армении пока рано В случае принятия аналога грузинского закона, даже в самых мягких формах, удостоится недовольства гражданского общества и властейIDBank выпускает 3-ий транш долларовых облигаций 2024 года Гендиректор Ucom выступил с речью о личностном росте и качественном управлении CBS News: США планируют предоставить статус нелегальным мигрантам, прожившим в стране 10 лет Сурен Папикян отправился во Францию Нефть Brent подешевела до $82,35 за баррель В Грузии за день произошло четыре землетрясения НАТО обсуждает приведение ядерного оружия в состояние боеготовности Учредительный съезд партии «Всеармянский фронт» состоится 21 июня В июне и июле в Ереване будет проведен ряд культурных проектов Почему комары жалят одних людей больше, а других - меньше? Евро-2024: Матчи дня Видео. Что россияне подсказывали Николу, и что сказал Аршак Карапетян? Наш медиахолдинг поддерживает бизнесмена, ставшего мишенью для властей, и дарит пакет в размере 1 млн. драмов. Арман ВарданянЧто россияне подсказывали Николу, и что сказал Аршак Карапетян? «Паст». «Применение жесткой силы явное свидетельство перехода Пашиняна к авторитарному режиму».Арман Варданян Армянскому обществу нужна структура, которая выведет Армению из этой ситуации: Аршак Карапетян EventHub․am − официальный представитель по продаже билетов на концерт всемирно известной группы Black Eyed Peas в Тбилиси Для дилетантских властей Армении стало модным критиковать Россию Ucom запускает новую линейку постоплатных пакетов «Цель нащего движения это сохранение армянской государственности»: Аршак Карапетян Группа компаний «Галакси» стала организатором очередного заседания Российско-Армянского делового клуба «Паст»: Какой путь изберет Армения – зависимость от импорта или рост объемов экспорта?Конституционные изменения должны исходить из принципов национальной морали Является ли армянский народ единым, сильным, радующимся счастьем друг друга, разделяющим горе друг друга обществом? ... «Паст» Партия Аршака Карапетяна созовет новый съезд։ «Паст» «Паст». «Диверсификация» по-пашиняновскиAmio Era. Амио Банк подписал меморандум о сотрудничестве с Еревански государственным университетомБлагодаря усилиям некомпетентной власти отношения между Республикой Армения и Российской Федерацией переживают сложный период Только абоненты Ucom смогут увидеть все матчи в рамках EURO 2024 Заявление партии «Всеармянский фронт» С первых же дней своего правления Никол Пашинян стал гарантом турбулентности в регионе. Арман Варданян idcoin: Новый инструмент в системе лояльности IDBank-а Действующие власти всячески пытаются приостановить победное шествие оппозиции։ Аршак Карапетян Компания Ucom запустила фиксированную сеть в Нор Ачине Около 173 миллионов драмов и более 30 фондов-бенефициаров. «Силе одного драма» исполнилось 4 годаАлиев отправился в Анкару В Лорийской области прозвучали выстрелы.: Ранен мужчина В СНБ Армении нет данных о возможном пересечении границы азербайджанским военнослужащим Видео. Любимые герои Николовской пропагандистской машины формируются согласно сегодняшним опасениям власти Bloomberg: Россия отправляет на войну студентов из Африки Нефть Brent подорожала до $79,8 за баррель