Генеральный директор АО "ЦНИИточмаш" Дмитрий Семизоров рассказал в интервью РИА Новости о проектах создания новых образцов стрелкового оружия и боеприпасов.
ՀարցազրույցГенеральный директор АО "ЦНИИточмаш" Дмитрий Семизоров рассказал в интервью РИА Новости о проектах создания новых образцов стрелкового оружия и боеприпасов.
Расположенный в подмосковном Климовске (входит в город Подольск) Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения (ЦНИИточмаш) является головным в России предприятием по разработке боевой экипировки военнослужащих. Кроме того, институтом создаются артиллерийские орудия, минометы, стрелковое оружие, боеприпасы, оптико-электронные системы, стрелковые тренажеры. Сегодня в Вооруженные силы России поступает боевая экипировка второго поколения "Ратник", начаты работы по определению облика экипировки третьего поколения. Об этом, а также о проектах создания новых образцов стрелкового оружия и боеприпасов корреспонденту РИА Новости Александру Неваре рассказал генеральный директор АО "ЦНИИточмаш" Дмитрий Семизоров.
— Дмитрий Юрьевич, каковы сегодня основные задачи, стоящие перед ЦНИИточмаш?
— Основные задачи нашего предприятия — это безусловное выполнение гособоронзаказа, а также модернизация и развитие научной, производственной и испытательной базы.
Если говорить о гособоронзаказе этого года, то, безусловно, он будет выполнен на 100%. Определенная часть уже выполнена досрочно. В рамках ГОЗ мы поставляем оружие, боеприпасы, комплекты боевой экипировки, радиоэлектронную аппаратуру, выполняем научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
В будущем мы хотели бы сформировать в ЦНИИТОЧМАШ демонстрационный центр последних достижений промышленности — площадку, на которой можно выстраивать диалог между госзаказчиками и исполнителями (разработчиками и производственниками). У нас уже есть такой опыт в плане работы с иностранными заказчиками на базе Государственного демонстрационного испытательного центра, когда представители зарубежных стран под эгидой Рособоронэкспорта или ФСВТС приезжают сюда, испытывают в действии те или иные образцы оружия.
— Какая продукция поставляется предприятием на экспорт? Есть ли перспективы заключения контрактов на поставку инозаказчикам созданной ЦНИИточмаш боевой экипировки?
— Исторически сложилось так, что мы поставляем силовым ведомствам различных стран специальное стрелковое вооружение и патроны к нему. Заказы не прекращаются. Сейчас мы с разрешения министерства обороны начали работу по продвижению на международный рынок экспортного варианта боевой экипировки "Ратник". Общая заинтересованность у иностранных государств есть, и мы ожидаем, что кто-то проявит более конкретный интерес, чтобы непосредственно вести переговоры о поставках.
— В чем будут заключаться особенности боевой экипировки третьего поколения?
— Сейчас идет глубокая научно-исследовательская работа по экипировке третьего поколения. Ведется глубокий анализ всего существующего в мире в этой области. На основе проводимого в настоящее время анализа планируется обозначить направления, по которым будет вестись дальнейшая работа. Мы рассчитываем определиться с этим к концу года.
На сегодня наша цель — это развитие облика новой экипировки, у которой две основные задачи: первая — повышение эффективности действий солдата на поле боя при выполнении поставленных ему боевых задач, вторая — сохранение его жизни. На решение этих задач и будут направлены все наши усилия. Отмечу, что сейчас мы активно привлекаем к этой работе не только предприятия-разработчиков материалов, но и подразделения академической науки — вузы, академии.
Что войдет в новую экипировку? Новые материалы — безусловно, да. Новые решения в области управления и связи — конечно. Новые баллистические решения в системе поражения — наверное, да. Сегодня, во всяком случае, можно смело сказать, что бронежилет останется, но каким он будет — это вопрос. Активно идет изучение новых материалов в бронекерамике.
Если говорить о сроках, то мы рассматриваем смену боевой экипировки в пределах четырех, пяти, шести лет. Весь мировой опыт говорит о том, что, как правило, именно таков срок жизни боевой экипировки — четыре-пять лет. Появляются новые решения в материалах, внедряются инновации, и таким образом происходит смена поколений.
— Начата ли уже работа по адаптации "Ратника" под требования различных правоохранительных структур?
— Разрабатывает ли ЦНИИточмаш элементы экипировки, оружие специально для использования в условиях Арктики?
— Специально для Арктики оружие и экипировку мы не создаем. Однако заказчик всегда ставит перед ЦНИИточмаш задачу, чтобы все элементы боевой экипировки, оружие или боеприпасы можно было использовать в условиях экстремальных температур, в том числе и арктических. Если говорить о боевой экипировке, то она разрабатывалась в том числе и под арктические условия. Первые подразделения, которые были развернуты в Арктике в этом году, уже получили "Ратник".
— На каком этапе находится разработка снайперского комплекса "Точность"?
— В работе над этим проектом участвуют пять предприятий. ЦНИИточмаш — головной разработчик, который отвечает за снайперский комплекс в целом.
В интересах Федеральной службы охраны (ФСО России) уже успешно проведены предварительные испытания винтовки. Сейчас идет изготовление образцов для проведения государственных испытаний. Ожидаю, что мы завершим их до конца года. Техническое задание на работу по ОКР "Точность" подписало и Минобороны. В нем усилены требования к этому оружию. Думаю, что мы начнем предварительные испытания винтовки для Минобороны в 2016 году.
Задача заключается не только в том, чтобы разработать "Точность", но и организовать серийный выпуск на предприятиях оружейной промышленности. Эта задача уже решается, и к концу госиспытаний предприятия будут готовы к серийному выпуску винтовки.
Напомню, что в рамках этого проекта разработаны винтовки в новых для нашей страны калибрах 7,62×51 мм и 8,6×69 мм.
— Возможна ли модернизация пулемета "Печенег"?
— "Печенег" — это современное и грозное оружие, которое на сегодняшний день полностью удовлетворяет потребности Вооруженных сил и специальных подразделений, а также сил правопорядка. Однако если будут поставлены задачи по глубокой модернизации этого образца, мы готовы их выполнить.
— Расскажите, пожалуйста, о ходе работ по созданию перспективного пистолета для Минобороны?
— В интересах министерства обороны ЦНИИТОЧМАШ разрабатывает пистолет калибра 9×21 мм. Задача сложная, но уже достигнуты неплохие результаты. Мы набрали достаточное количество молодых специалистов, которые активно включаются в эту работу. Очень интересное решение было предложено как раз одним из таких специалистов, и именно его мы будем предлагать заказчику.
Пистолет сегодня находится в стадии изготовления экспериментального образца. Он будет готов в ближайшее время.
— ЦНИИточмаш недавно успешно провел предварительные испытания нового 120-миллиметрового самоходного артиллерийского орудия "Зауралец-Д". Над какими другими проектами в артиллерийской сфере работает институт?
— Мы думаем о разработке телескопического выстрела для малокалиберных пушек. Кстати, над этой задачей давно работают специалисты в разных странах. Достаточно серьезный научный задел в этой области имеется и у нас, мы развиваем его. В отличие от унитарного выстрела, в телескопическом выстреле сам снаряд спрятан в гильзе. Во-первых, это увеличивает скорость перезарядки, во-вторых, способствует экономии места, что позволяет увеличить боекомплект.
— Каковы последние разработки ЦНИИточмаш в области тренажеров для Вооруженных сил?
— Тренажеры — исторически одно из наших ключевых направлений. Так, нами был разработан тренажер 1У35М, предназначенный для имитации стрельбы из всего спектра стрелкового оружия и средств ближнего боя. Сейчас он проходит глубокую модернизацию. На одной из недавних крупных выставок ЦНИИточмаш продемонстрировал те решения, которые будут реализованы в модернизированном варианте. Мы получили хорошие отклики, готовы учесть замечания. Работы по созданию модернизированного тренажера планируется закончить к концу 2016 года.
Новый комплекс позволяет модулировать отдачу в полном импульсе, при этом импульс не падает с размером очереди. На него установлено программное обеспечение полностью нашей разработки, оно позволяет оценивать как индивидуального стрелка, так и подразделение, выполняющее ту или иную задачу.
Добавлю, что ЦНИИточмаш разрабатывает новые мишени. До конца этого года мы создадим принципиально новые мишени, которые можно использовать как в испытательных целях, так и при обучении.
— Планирует ли ЦНИИточмаш модернизировать свою испытательную базу?
— Безусловно, мы будем совершенствовать нашу испытательную базу. Сейчас мы завершаем одну из работ в рамках ФЦП, и к концу 2016 года будет готов новый испытательный корпус — в нем мы частично восстановим утраченные технологии и модернизируем существующие. В здании будет размещено новейшее испытательное оборудование.
— Что делает ЦНИИточмаш для привлечения молодых кадров?
— Проводится широкая работа по поиску талантливых молодых специалистов, и сегодня, в отличие от прошлых лет, мы уже можем выбирать. Это не может не радовать. К слову, на протяжении трех лет в ЦНИИточмаш стабильно растет заработная плата.
В кадровом развитии в целом мы видим положительные изменения. Внедряемая специальная молодежная политика позволяет постепенно привлекать молодых специалистов на различные должности. Ведется работа с вузами, колледжами, училищами, школами, заключаются договоры на обучение (целевое направление). Ведется внутренняя подготовка: обучение и наставничество. Создана и разрабатывается совместно с государственной корпорацией "Ростех" качественная система мотивации молодых специалистов, одним из направлений которой является жилищная программа.
Ежегодно проводятся научно-технические конференции, где молодые специалисты представляют свои доклады по проведенным исследованиям в разных направлениях: испытание вооружения, разработка новых устройств прицеливания, материалы и защитные покрытия.