ГЕРМАНИЯ НАСТРОЕНА РЕШИТЕЛЬНО
ՀարցազրույցНа вопросы "ГА" отвечает глава ереванского офиса ОБСЕ, посол Андрей СОРОКИН
- Г-н Сорокин, 1 января 2016 года Германия приняла председательство в ОБСЕ, в числе основных направлений деятельности обозначив "урегулирование кризисов и конфликтов на территории государств - участников ОБСЕ". Причем особо обозначено внимание "к конфликту на Украине и вокруг нее". Возможен ли в этой связи вариант, при котором председательство Германии в ОБСЕ будет носить антироссийский характер с выраженной антироссийской риторикой?
- Не думаю, что так будет, и не потому, что сам я россиянин, а потому, что в ОБСЕ – 57 стран и все они равны, независимо от взноса, который вносят в фонд организации. И решать проблемные вопросы с одной страной в ущерб другой не принято, тем более если учесть весьма прагматичную позицию, занимаемую Германией. Как известно, приняв председательство в ОБСЕ, Германия уже назначила спецпредставителей по 12 направлениям. В данной ситуации решать вопрос с Украиной за счет изменения политических отношений с той или страной – уверен, такого быть не может.
- Приняв председательство в ОБСЕ, Германия также обещает "активнее участвовать в урегулировании затяжных конфликтов на территории государств – участников ОБСЕ" и с этой целью собирается активно поддержать существующие в ОБСЕ форматы проведения переговоров и механизмы для разрешения, в частности, карабахского конфликта. Верите ли вы, что благодаря активности Германии будут реальные подвижки в переговорном процессе или речь идет не более чем о декларации, а в реальности все продолжится по накатанной?
- Дело в том, что Германия – одна из самых сильных и развитых стран Европы и, соответственно, ОБСЕ. И я убежден, что к решению многих вопросов, в том числе карабахского, она способна подойти, повторюсь, более прагматично, более реалистично и более решительно.
- Более решительно, чем Швейцария или Сербия?
- Не совсем так. У каждой свои преимущества. У Швейцарии, например, преимуществом было то, что она председательствовала в ОБСЕ на уровне президента страны. Германия председательствует на уровне главы МИД. Но, судя по заявлениям г-на Штайнмайера в Вене, действительно есть непреклонная решимость изменить реальное положение дел в лучшую сторону. Немаловажен тот факт, что у Германии есть эти возможности. Обратите внимание: прошлогодний общий бюджет ОБСЕ (когда Сербия приняла председательство) был принят спустя три или даже три с половиной месяца после Нового года. В этом же году бюджет ОБСЕ принят 31 декабря 2015 года, то есть в последний день уходящего года. И во многом этому способствовала именно позиция Германии. На самом деле данный факт очень показателен: ведь бюджет – это основа всех наших основ. Без бюджета мы не можем работать, реализовывать программы. Показательно также то, что в период председательства Германии в ОБСЕ конкретно наше финансирование будет полным. Небольшой пример: ереванский офис ОБСЕ и меня в частности азербайджанцы постоянно критикуют – по поводу ежегодного соглашения с Минобороны Армении, совместно реализуемых программ. Так было и в ходе встречи в Вене. Азербайджанская делегация категорически выступала против и отказывалась утверждать бюджет. Но в конечном итоге бюджет был утвержден, причем мы получили финансирование в том размере, в котором запрашивали. В итоге наше сотрудничество с Минобороны РА будет расширено еще больше.
- Со стороны Турции периодически делаются попытки навязать себя в качестве посредника по карабахскому урегулированию. Можно надеяться, что подобных нелепых разговоров не возникнет в период председательства Германии в ОБСЕ?
- В контексте карабахского урегулирования делается много разных предложений – умных и не очень. Германия официально заявила, что в вопросе разрешения карабахского конфликта она будет поддерживать формат исключительно Минской группы. Никаких других вариантов быть не может. Об этом заявила и Ангела Меркель, и новый председатель ОБСЕ Франк-Вальтер Штайнмайер. И я думаю, что они от своих заявлений ни на йоту не отступят. В Турции по этому поводу могут быть любые инсинуации, но факт тот, что Минской группе все доверяют, – и США, и Россия, и Франция.
- В числе основных направлений председательства Германии в ОБСЕ в 2016 году обозначены три приоритета: обновить диалог, вернуть доверие, восстановить безопасность. Относительно первого и третьего пунктов все ясно. Но что значит "вернуть доверие"? Доверие к чему, к кому? К самой структуре ОБСЕ, к председательству той или иной страны? И кто это доверие утратил – те, кто председательствовал "до"?
- Не скажу, что бывшие председатели утратили доверие. Просто конфликтов становится больше, появляются новые конфликты, которые в какой-то степени могут затмить старые. Например, украинский конфликт может как бы затмить карабахский. Суть в том, что, председательствуя в ОБСЕ, Германия собирается равнозначно уделять внимание всем конфликтам. Да, основное внимание будет уделено событиям на Украине, но не в ущерб решению других вопросов, в том числе карабахского. В этом суть.
- Какие меры будут приняты с целью преодоления миграционного кризиса в Европе?
- Это новый вызов, с которым мы сталкиваемся, и это вызов, который несет с собой и угрозу безопасности в конечном счете. Германия только приняла председательство в ОБСЕ – думаю, в скором времени определенные рекомендации и меры в контексте решения вопроса беженцев будут выработаны. Они, конечно, нужны обязательно. Каждый день появляются новые угрозы. Посмотрите, что происходит в Нидерландах, Швеции, что произошло во Франции. Ситуация крайне сложная. Она требует серьезного анализа и серьезных мер, причем не в ущерб кому-то. Ведь беженцы, наводняющие Европу, бежали из своих стран не от хорошей жизни. У них разрушены дома, нет работы, им не на что жить, нечем кормить детей. Это беда, это горе. И любые рекомендации, любые меры должны быть приняты с учетом тех ужасающих реалий, с которыми пришлось столкнуться беженцам. Другое дело, что многие из них переходят черту, что недопустимо в любой стране, будь то Германия с ее высокоразвитой экономикой или любая другая. Новые меры по ситуации с беженцами, думаю, будут выработаны в ближайшее время.