Երևան, 01.Փետրվար.2026,
00
:
00
ՄԵՆՅՈՒ
Չինաստանը ցանցին է միացրել 1 ԳՎտ հզորության աշխարհի ամենամեծ ծովային արևային էլեկտրակայանը Շուտով հաճախ կտեսնեք այսպիսի կարճ հոլովակներ , թե ինչպես ենք պատկերացնում գյուղատնտեսությունը ուժեղ Հայաստանում. Հարություն Մնացականյան Հայաստանը լրացուցիչ աջակցություն է խնդրում ԵՄ-ից ՔՊ դիսկոտեկի մասնակիցների ցանկը հատուկ բծախնդրությամբ է ընդունվել Փաշինյանի հակառուսական «համբույրները» նրան սպառնում են աղետով. «Փաստ» Իշխանության գործողությունները հանգեցնում են Հայաստանի իրական ինքնիշխանության արագ կորստին. «Փաստ» «Հետաքրքրասեր, բանիմաց, համեստ տղա էր Գևորգս». ավագ կապավոր Գևորգ Կարապետյանն անմահացել է հոկտեմբերի 25-ին Վարանդայում. «Փաստ» Ապագլոբալացման միտումները՝ աշխարհաքաղաքական մրցակցության հոլովույթում. «Փաստ» Պաշտպանական վերափոխումը՝ Հայաստանի գոյատևման երաշխիք. «Փաստ» «Խաղաղության հեռանկարի մասին իշխանությունների խոսույթը սին է, խաղաղության հնարավորությունները գնալով նվազում են, եթե այս իշխանությունը վերարտադրվի». «Փաստ»


ВИРТУАЛЬНЫЙ ГАЗ СБЛИЗИТ ЕРЕВАН И ТБИЛИСИ

Հարցազրույց

Грузия продолжает переговоры с Россией относительно закупок российского газа. За это министра энергетики Грузии Каху Каладзе некоторые называют предателем, а азербайджанские чиновники и депутаты следят за ходом переговоров с плохо скрываемой нервозностью.

Медиамакс попросил директора фонда "Армянский центр исследования общества" Севака САРУХАНЯНА помочь разобраться в нюансах грузино-российских переговоров и роли Армении в этом процессе.

- Почему Грузия начала уделять такое внимание вопросу диверсификации поставок газа? Сегодня можно часто видеть комментарии о том, что таким образом Грузия хочет сократить зависимость от Азербайджана - насколько оправданы такие мнения?

- Устремления Грузии по диверсификации поставок природного газа обусловлены не одним, а рядом факторов. Я бы выделил основные: 1) задержка разработки азербайджанского месторождения Шах-Дениз; 2) растущее потребление природного газа в Грузии за счет новых ТЭС; 3) цена на азербайджанский газ. Если проанализировать все эти факторы, устремления Тбилиси станут вполне понятны. Во-первых, структура ценообразования на импортируемый в Грузию газ напрямую связана с успехами Азербайджана по разработке крупнейшего месторождения Шах-Дениз (1-я и 2-я очереди), газ которого экспортируется по газопроводу Баку - Тбилиси - Эрзерум. Грузия, будучи транзитной страной для азербайджанского газа, согласно существующему соглашению с Баку, имеет право на покупку 500 миллионов кубических метров азербайджанского газа за $64,250 млн кубометров – за $55, около 500 млн кубических метров так называемого социального газа Грузия получает за $189 , остальная часть газа покупается по рыночной цене – около $237 США. Но самая выгодная часть контракта с Азербайджаном связана с так называемым бесплатным газом: на территории Грузии должны остаться 5% от транспортируемого по Баку - Тбилиси - Эрзерум азербайджанского газа из месторождения Шах-Дениз. Было рассчитано, что при транспортировке 30 млрд кубометров азербайджанского природного газа в Грузии в качестве платы за транзит бесплатно будут оставлены соответственно 600 млн кубических метров, что составляет почти четверть нынешнего потребления страны. Это весомый вклад в энергетическую безопасность Грузии и обеспечение низких цен.

По части реализации этого сегмента контракта произошли существенные изменения: 1) разработка месторождения Шах-Дениз начала задерживаться и в лучшем случае будет завершена в 2022-2023 гг. (падение цен на нефть может отразиться на инвестиционных планах как SOCAR, так и BP – главного оператора проекта); 2) последние расчеты показывают, что Азербайджан в лучшем случае может направить по газопроводу 20 млрд кубических метров газа, что снизит грузинскую долю бесплатного газа до 400 млн кубических метров; 3) на сегодняшний день по газопроводу экспортируется 6 млрд кубических метров газа, что на данном этапе значительно снижает грузинскую долю и не дает стране практически ничего. Причем траты на обеспечение транзита азербайджанского газа у Грузинской национальной корпорации нефти почти такие же, как при возможном экспорте 20 или 30 млрд кубических метров. То есть самая выгодная часть контракта – по бесплатному газу – пока практически ничего Грузии не дает.

В итоге имеем достаточно однозначную ценовую картину в Грузии: 500 млн кубометров за $64; 250 млн кубометров за $55; 500 млн кубометров социального газа за $189; около 700 млн кубометров за $237; около 200 млн кубометров газа бесплатно в качестве платы за транзит российского газа по территории Грузии в Армению. При потреблении около 2,2 млрд кубометров природного газа в Грузии, до 700 млн кубометров Грузия вынуждена покупать по рыночным ценам у Азербайджана за $237. Это очень высокая цена, с учетом того, что 1000 кубометров российского экспортного газа в 2016-м будет стоить от 170 до $190. То есть, если Азербайджан не снизит цену на рыночный газ для Грузии, покупка российского газа чисто коммерчески будет намного выгоднее.

- Азербайджан действительно беспокоят шаги Грузии, или это домыслы армянских СМИ?

- Беспокойство, действительно, есть, и дело тут не в вопросе потери грузинского газового рынка. При появлении ценовой альтернативы и нового источника поставок у Тбилиси может измениться позиция по транзитному газопроводу. Появится возможность для того, чтобы требовать больше обговоренного, тем более, что Азербайджан серьезно задержал разработку Шах-Дениза, на которую очень надеялась Грузия.

Более того, есть вероятность, что структура потребления азербайджанского газа в Грузии будет не расти, а напротив, стагнировать. Дело в том, что по так называемой льготной цене в $189 в Грузию поставляется "социальный газ". Грубо говоря, это газ для населения, но не для экономики. Потребление газа в социальном секторе Грузии практически достигло своего пика, а рост потребления обеспечивается за счет экономики, прежде всего ТЭС. В Гардабани открыта новая ТЭС, в процессе реализации другие проекты, которые и будут обеспечивать рост потребления. И здесь довольно простая математика: если для ТЭС Гардабани Азербайджан предлагает газ за $237, а Россия или Иран за $170, то грузинский выбор очевиден. Тем самым рост потребления будет обеспечиваться за счет неазербайджанского газа, и Баку может стать поставщиком исключительно "социального газа", значительного роста потребления которого не предвидится.

Есть и другой момент. Азербайджанские чиновники часто говорят о том, что грузинский рынок мал, и намекают на то, что потерять его – небольшая проблема. Это так, но только в том случае, если у Азербайджана будет выход на мировые рынки. А этот выход связан со строительством газопровода TANAP в Турции – важного звена цепочки экспорта азербайджанского газа. Газопровод этот должен быть построен за счет Азербайджана, а с учетом экономического кризиса и значительного сокращения доходов страны из-за падения цен на нефть, говорить о способности страны профинансировать проект на данном этапе можно с определенными сомнениями. В итоге не исключено, что из-за отсутствия инфраструктурных возможностей азербайджанский газ может оказаться запертым в регионе, а в этих условиях потеря части грузинского рынка может быть чувствительной.

- Министр энергетики Грузии Каха Каладзе сказал 11 января, что Грузия хочет изменить прежние договоренности с Газпромом и получать за транзит российского газа в Армению по своей территории деньги, а не 10% от пропущенного объема. Чем обусловлено это желание Тбилиси - стремлением получить больше наличности в условиях экономического кризиса - или здесь есть и другие факторы?

- Мне кажется, что желание Грузии связано с падением цен на природный газ. В России и Армении часто при расчете стоимости транзита по территории Грузии исходили из стоимости российского газа для Армении. Если газ стоил $110, то, считали, что Грузия забирала себе газ на $11, если 165, то на $16,5. Но это неправильный подход. Следует исходить из международной цены на газ: если российский газ в Европе стоил $400, а для Армении - $165, то "Газпром" оставлял в Грузии 10% от $400, то есть почти $40 за каждые 1000 кубометров.

Следует понимать, что если бы Грузия 3 года назад захотела купить российский газ, то цена для нее была бы европейской, а не армянской. Это делало механизм 10% очень выгодным для Тбилиси. Но теперь цены на газ рухнули, и в Грузии, скорее всего, рассчитали, что если "Газпром" будет платить международно признанным способом – N долларов за 100 км транзитного пути, то Грузия в денежном эквиваленте выиграет больше, чем 10% от общего объема. Вопрос в том, какая формула будет предложена для расчета цены на 100 км транзита.

- Комментируя в начале декабря 2015 года для нашего агентства переговоры Грузии, Ирана и России, вы говорили, что Грузия, скорее всего, будет закупать "виртуальный" иранский газ. То есть Грузия подпишет контракт с Ираном о покупке газа и будет оставлять этот иранский газ из российского газа, транспортируемого в Армению. Взамен аналогичное количество газа в газопровод Иран-Армения будет закачивать Иран, и этот газ будет продаваться в Армении как российский. Если стороны обсуждают такую схему сделки, то получается, что для Армении по большому счету ничего не меняется и мы ничего не выигрываем?

- Думаю, что мы очевидным образом выиграем от такой схемы. Во-первых, увеличится нагрузка на газопровод Иран - Армения, который в разные периоды года либо не нагружен вообще, либо нагружен частично. Нам такая полумертвая инфраструктура не нужна, тем более что амортизационные и иные капитальные затраты на нее от малой нагрузки никак не уменьшаются. Во-вторых, ирано-армянские взаимосвязи от такой сделки станут только глубже. Это очень важно с учетом достаточно положительной динамики ирано-азербайджанских отношений, которую в Армении стараются, что я считаю крайне опасным, не замечать. В-третьих, немного отойду от темы энергетики: нам жизненно необходимо углубление взаимодействия с Грузией, нам нужно больше связей с этой страной, необходимо, чтобы Тбилиси был бы жизненно заинтересован в хороших отношениях с Ереваном. Более того, я считаю, что с Грузией мы должны идти по пути большей интеграции наших энергетических секторов, совместного развития коммуникаций и создания общих рынков – начиная от туристического, кончая рынком лекарств. Я не считаю, что членство Армении в ЕАЭС или Ассоциативное соглашение Грузии с ЕС этому помеха.

- То есть Армения задействована в этом процессе в роли активного игрока, а не стороннего наблюдателя?

- Очевидно, что Армения выступает как заинтересованная сторона, которая от реализации такой схемы только выиграет. Что касается процессуальной части, то мне кажется, что как Армения, так и Иран в каком-то смысле - наблюдатели, так как основная проблема заключается в том, смогут ли две конфликтовавшие на протяжении лет стороны – Россия и Грузия – прийти к взаимовыгодному соглашению. Если смогут, то Армении и Ирану нужно будет только подключиться к этой схеме.

- Сегодня можно также слышать мнения о том, что если бы в свое время Армения не уступила давлению России и газопровод Иран -Армения обладал бы большей пропускной способностью, то сегодня можно было бы обсуждать не виртуальные, а реальные поставки иранского газа в Грузии. Что вы можете сказать на этот счет?

- Я много слышал про давление на Ереван, но никаких подтверждающих это документов или хотя бы свидетельств участников переговоров не видел. Давайте допустим, что этого давления не было и мы бы построили газопровод с большей пропускной способностью. С учетом того, что ни один из глобальных игроков – ни Иран, ни ЕС, ни Россия, ни США – не был готов профинансировать строительство участка на армянской территории, можно предположить, что это должны были бы сделать мы. Причем мы должны были бы довести этот газопровод до армяно-грузинской границы и сделать это в период 2006-2008 гг., когда у Грузии не было планов покупать иранский газ. Не будем забывать, что сегодня речь идет о возможной покупке Грузией всего лишь нескольких сот миллионов кубометров иранского газа, что экономически не может оправдать строительство широкой трубы от Мегри до Квемо-Картли.

Естественно, строительство широкой трубы было бы оправданным при транзите иранского газа по территории Армении и Грузии в Европу. Но труба диаметром 1,4 метра, от которой, как считается, мы отказались под давлением России, может обеспечить транзит всего лишь 6-7 млрд кубометров природного газа. Это не транзитная труба в Европу. В лучшем случае мы бы смогли отказаться от российского газа, но это означало бы, что вместо одной зависимости от России мы выбрали бы другую зависимость - от Ирана.

И тут я бы вернулся к предыдущей части нашей беседы – армяно-грузинским отношениям. Газопровод Россия - Грузия - Армения – это пока еще основная, если не единственная инфраструктура, которая делает Грузию хоть немного зависимой от Армении. Отказ от этого газопровода означал и означает отказ от основной инфраструктуры, связывающей Грузию с Арменией.

- Как вы считаете, в условиях снятия или послабления санкций, наложенных на Иран, могут ли реализоваться идеи о торговле Ирана и Грузии электричеством через территорию Армении? Каха Каладзе в прошлогоднем интервью нашему агентству говорил, что южное направление транзитного коридора является очень интересным и перспективным при условии создания необходимой правовой среды.

- Насколько мне известно, стороны уже подошли к подписанию соответствующего соглашения, есть заинтересованность также российской стороны и ЕС. Армения с 2009-го активно лоббировала данный проект, и он, очевидно, исходит из наших интересов, так как расширяет систему региональных связей в сфере энергетики с участием Армении.

Между тем серьезного эффекта на состояние дел в экономиках Армении и Грузии этот проект не окажет. Что касается расширения связей между Грузией и Ираном вообще, то после снятия санкций тут серьезных подвижек ожидать не следует, так как у сторон кроме сферы энергетики никаких проектов в режиме ожидания нет. Есть перспектива объединения двух стран в одном транспортном узле в рамках китайского проекта Экономического пояса Шелкового пути, однако это перспектива не ближайшего будущего.


Беседу вел Ара ТАДЕВОСЯН

Իսակովի պողոտայում բшխվել են «Porsche Cayenne»-ը, «BYD»-ն ու «Opel»-ը. կան վիրավnրներ«Լիվերպուլը» հաղթեց «Նյուքասլին» Թեհրանի իշխանությունները ապաստարաններ են կազմակերպում Չինաստանը ցանցին է միացրել 1 ԳՎտ հզորության աշխարհի ամենամեծ ծովային արևային էլեկտրակայանըՇուտով հաճախ կտեսնեք այսպիսի կարճ հոլովակներ , թե ինչպես ենք պատկերացնում գյուղատնտեսությունը ուժեղ Հայաստանում. Հարություն ՄնացականյանՆոր աշխատատեղեր լինելու են նաև քո համայնքում․ «Մեր ձևով»Գագիկ Ծառուկյանի նոր նախաձեռնությունը մեծ ոգևորություն է առաջացրել երիտասարդների շրջանում Քաղաքացին հունվարին աշխատանքից ազատվում է, բայց պարտավոր է 10,800 դրամները յուրաքանչյուր ամիս վճարել․ սա աննորմալություն է ուղղակի․ Նաիրի Սարգսյան«Եվրոպան չի գա մեզ փրկելու». Արման Ղուկասյանը՝ իրական քաղաքականության մասին (տեսանյութ) ՔՊ-ականները խուճապի մեջ են Սամվել Կարապետյանի տնտեսական ծրագրի պատճառով․ Անդրանիկ ԳևորգյանԻնչ է առաջարկում «Դասավանդի՛ր հանուն Հայաստանի» ծրագիրը երիտասարդներին Առանց ուժի իրավունքը դատարկ բառ է․ Արմեն Մանվելյան«ռեԱրմենիա» նորաստեղծ ակադեմիան ներգրավել է 10 մլն ԱՄՆ դոլար ընդհանուր գնահատմամբ ներդրում և սկսում է AI կրթության ու տեխնոլոգիաների արտահանումըՓաշինյանն ասում է ընտրեք ինձ, որ խաղաղությունը երաշխավորված լինի․ Մենուա Սողոմոնյան2005 թվականից գործող Տաշիրի կարի ֆաբրիկան այսօր Լոռու մարզի խոշոր գործատուներից մեկն էԱշխատելու համար մարդկանց արտերկիր մեկնելը լուծում չէ․ «Մեր ձևով»Սա խաղաղության ու պատերազմի ընտրություն չէ, սա հանձնվելու կամ դիմադրելու հարց է․ Ավետիք ՉալաբյանՀաց եւ տեսարաններ․ հացը ցորենն է, որ բերում են Ադրբեջանով, տեսարանն էլ՝ թմբուկըԱրցախը ոչնչացվել է, հերթը Սյունիքինն է․ էթնիկ զտումից՝ հայերի արտամղում. Սուրեն Սուրենյանց (տեսանյութ) Այսօր դուք Եկեղեցու պառակտման գործին եք միացել, մինչդեռ վերջին մեկ տարվա ընթացքում Ադրբեջանը իրականացրել է տասնյակից ավելի զորավարժություններ. Աննա ՂուկասյանԱնարդար պայմաններ տելեկոմների համար. վճարահաշվարկային ընկերությունները մինչև 400% ավելի բարձր միջնորդավճար են պահանջում Ռուսաստանի հետ համագործակցության շրջանակներում Հայաստանը և՛ ՌԴ-ից, և՛ ՀԱՊԿ-ից էժան գներով կամ էլ անվճար զենք ենք ձեռք բերել Ապահովագրությամբ փոխհատուցվող գումարը լիարժեք բուժմանը չի բավականացնելու․Մենուա ՍողոմոնյանՀայաստանը լրացուցիչ աջակցություն է խնդրում ԵՄ-ից ՔՊ դիսկոտեկի մասնակիցների ցանկը հատուկ բծախնդրությամբ է ընդունվել 0 տոկոս հարկ` փոքր բիզնեսի համար. Ռուբեն Մխիթարյան Առանց ուժի իրավունքը դատարկ բառ է․ Արմեն ՄանվելյանՆոր դավադրություն եկեղեցու և բանակի դեմ Ադրբեջանի հռետորաբանությունն ու գործողությունները հակասում են խաղաղության օրակարգին․ Արեգ ՍավգուլյանԿորուստները ժամանակավոր են, պետք է համախմբվենք․ Գագիկ ՀովհաննիսյանՍամվել Կարապետյանի գլխավորած ուժը իրազեկման արշավ է սկսում Ուժեղ Հայաստան լինելու է Սամվել Կարապետյանի հետ. Մարիաննա ՂահրամանյանԱրշակ Կարապետյան. Հայաստանը տոտալիտար դիկտատուրայի է վերածվել Քրեական գործեր Եկեղեցու դեմ և քաղբանտարկյալներ. ինչ է կատարվում Հայաստանում. Էդմոն ՄարուքյանԹուրքիայի հետ սահման ենք բացում, բայց մեր տնտեսությունը չենք պաշտպանում. Էդմոն Մարուքյան Արցախի 63/1 հասցեում իր հյուրընկալ դռներն է բացել Դեկորա խանութ-սրահի նոր մասնաճյուղը «Հայ Առաքելական Եկեղեցու և Քրիստոնեության պաշտպանության» կոմիտեի կոնֆերանսը՝ Բրատիսլավայում (տեսանյութ) Հաղթանակը հայ ժողովրդինն է լինելու. Հրայր ԿամենդատյանՆողկանք ապրեցի՝ իմանալով, որ Սուրեն Պապիկյան անունը կրող անձի հրամանով լուծարվել է ՀՀ Զինված ուժերում գործող հոգևոր ծառայությունը. Մ. ՍողոմոնյանԼեգենդար «ցատկոտողը». ի՞նչ էր իրականում իրենից ներկայացնում «Պազիկը». «Փաստ»Ոմանք հոգնել են, բայց կան մարդիկ, ովքեր շարունակում են պայքարել․ Ավետիք ՉալաբյանԻնչքան էլ Ալիևն ու Էրդողանը ընտրակաշառք տան, մեր ժողովուրդը այդ խայծը չի ուտելու. Ավետիք Չալաբյան Նոր արևային վահանակը միաժամանակ արտադրում և կուտակում է էներգիաՊԱՏՄՈՒԹՅԱՆ ԱՅՍ ՕՐԸ (31 հունվարի). Բազմահազարանոց ցույց Երևանում, մահափորձ քաղաքական գործչի դեմ. «Փաստ»Հայաստանում բռնաճնշումների նոր ալիք՝ ընտրություններից առաջ Դատարանի միջամտությունը Եկեղեցու կառավարմանը վտանգում է Հայաստանի սահմանադրական հիմքերը Փաշինյանի հակառուսական «համբույրները» նրան սպառնում են աղետով. «Փաստ»Իշխանության գործողությունները հանգեցնում են Հայաստանի իրական ինքնիշխանության արագ կորստին. «Փաստ»«Հետաքրքրասեր, բանիմաց, համեստ տղա էր Գևորգս». ավագ կապավոր Գևորգ Կարապետյանն անմահացել է հոկտեմբերի 25-ին Վարանդայում. «Փաստ»Ապագլոբալացման միտումները՝ աշխարհաքաղաքական մրցակցության հոլովույթում. «Փաստ»