Ашот Мелконян: денонсация московского договора не может быть декларативным шагом
Հարցազրույց- Г-н Мелконян, в одном из своих интервью "ГА" вы сказали: "Как это ни странно, мы ни разу не дали России понять, что ожидаем от своего стратегического союзника и партнера денонсации Московского договора, после чего будет логичным и аннулирование Карсского договора. И, если это произойдет сегодня, подобный шаг можно только приветствовать…" Ничего подобного пока не произошло, но предложение о денонсации Московского договора, заключенного между РСФСР и кемалистской Турцией в 1921 году, в российскую Госдуму внесено. Как вы оцениваете данный шаг?
- Как известно, 16 марта 1921 года по завершении второй Московской русско-турецкой конференции большевистское руководство пошло на подписание с кемалистской Турцией советско-турецкого договора о дружбе и братстве. Причем сделано это было без ведома и участия армянской стороны, поскольку председатель нашей делегации – Народный комиссар иностранных дел Армянской ССР Александр Бекзадян к конференции допущен не был. То есть Московский договор был подписан без согласия армянской стороны. И сегодня в контексте поступившего в Госдуму РФ предложения о денонсации вышеупомянутого договора, я думаю, мы должны подождать и дать возможность российской стороне самой определиться с аннулированием Московского договора, дать возможность признать тот факт, что без ведома Армении армянские земли были отданы Турции, а часть армянской земли – Нахичеванский уезд - передан Советскому Азербайджану. Россия должна сама признать свои ошибки и сделать шаг к их исправлению. Нам же не следует торопиться с оценками подобного предложения и уж тем более делать какие-то заявления по этому поводу на государственном уровне. Что касается отношения научных кругов, армянских историков, то, будучи одним из них, я , конечно, всячески приветствую денонсацию Московского договора, если Россия на это пойдет.
Симптоматично и то, что до недавнего времени российская сторона с удовольствием вспоминала Московский договор (например, на встрече Эрдогана с Дмитрием Медведевым в Москве в 2011 году) и приводила его в пример как доказательство "дружбы и братства" с Турцией. А сегодня все так быстро и драматично меняется... Конечно, трудно сказать, что будет завтра и какой вектор обретет внесенная в Госдуму инициатива по денонсации Московского договора. Многое ведь связано с военно-политической ситуацией в Сирии. Поэтому обольщаться в плане конкретных шагов к аннулированию Россией Московского договора не стоит. Другой вопрос, что если денонсация все же будет иметь место, то этот шаг со стороны России будет осознанным.
- То есть он не может быть сугубо декларативным?
- Конечно! Не может Россия денонсировать Московский договор просто на декларативном уровне, не предпринимая после этого никаких шагов. Это не будет иметь смысла. Денонсировав документ, Россия тем самым признает, что в 1921 году подписала договор в противовес нашим государственным и национальным интересам и сегодня раскаивается в этом. Констатация данного факта важна по ряду очень конкретных причин, которые я пока предпочел бы не озвучивать. В любом случае, декларативная денонсация невозможна – она повлечет за собой определенные шаги именно со стороны России. По этому поводу сомнений быть не может. Многое, конечно, зависит от того, как будут развиваться российско-турецкие отношения. Если их ухудшение приведет к военным действиям между Россией и Турцией, не сомневаюсь, что Россия действительно аннулирует Московский договор. А ухудшение с подобным сценарием вполне возможно, если турецкие сухопутные войска войдут на территорию Сирии.