Факторы нестабильности
Հարցազրույց"Вероятность новой войны связана не с самим карабахским конфликтом, а с внешними факторами, которые могут изменить ситуацию в регионе", - считает доктор исторических наук, президент Научного общества кавказоведов, эксперт Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Крылов.
На днях в Москве в стенах ИМЭМО РАН прошел круглый стол "Проблемы региональной безопасности на Кавказе" с участием представителей ведущих российских и зарубежных научных центров и университетов, Научного общества кавказоведов, Аналитического центра Spectrum (Ереван) и т.д., известных российских, грузинских, армянских экспертов. С просьбой дать краткосрочный прогноз развития ситуации по карабахскому урегулированию мы попросили доктора исторических наук, президента Научного общества кавказоведов, эксперта Института мировой экономики и международных отношений РАН Александра Крылова.
- Г-н Крылов, каковы тенденции в плане урегулирования карабахского конфликта?
- Как известно, соглашение о перемирии между Азербайджаном, Арменией и НКР было заключено 12 мая 1994 года. С тех пор ситуация в зоне конфликта имела устойчивую тенденцию к обострению. На линии разграничения постоянно увеличивалось число столкновений. Вспомним, что в сентябре 2015 года Азербайджан обстрелял тыловые районы НКР и Армении (речь о Тавушской области) из тяжелой артиллерии, установок залпового огня и ракетных установок. Армянская сторона ответила наращиванием собственной военной активности, в результате число жертв с обеих сторон постоянно растет. Рост военной напряженности сопровождается ростом воинственных и враждебных по отношению к противоположной стороне конфликта настроений во власти и в обществе. Это превращается в главное препятствие для заключения мирного компромисса, так как в нынешней ситуации он категорически неприемлем для большинства населения Азербайджана, Армении и НКР. Чтобы выйти из тупиковой ситуации, сторонам конфликта и международным посредникам (МГ ОБСЕ и др.) необходимо начать систематическую работу по изменению общественных настроений…
- Как вы думаете, пойдет ли Азербайджан на крупномасштабную военную агрессию?
- На мой взгляд, обе стороны не готовы начать новую войну. Азербайджан не выходит за рамки крупномасштабных военных провокаций, которые являются средством давления на Армению. Армения ведет политику "удержания счета". Заявление Сержа Саргсяна в сентябре 2015 года о том, что НКР является неотъемлемой частью Армении, не получило дальнейшего развития, армянская сторона предпочла оставаться в рамках мирного процесса. Вероятность новой войны связана не с самим карабахским конфликтом, а с внешними факторами, которые могут изменить ситуацию в регионе коренным образом. В качестве такого фактора может выступить ИГ и другие террористические организации в случае их вытеснения из Сирии и Ирака в другие регионы. В этом случае карабахский конфликт будет дополнен многими другими конфликтами с перспективой превращения Южного Кавказа в очередную зону нестабильности.
- А может ли баланс сил измениться по внутриполитическим причинам?
- Может - в случае дестабилизации ситуации в Армении (в контексте предстоящих парламентских и президентских выборов) и в Азербайджане на фоне обострения социально-экономических проблем из-за падения цен на энергоносители и т.п. Между тем в ближайшей перспективе возобновление широкомасштабных военных действий представляется маловероятным. При сохранении нынешнего баланса сил наиболее вероятен сценарий продолжения вялотекущей войны с периодическими обострениями.