Замдиректор РИСИ: Азербайджан решил сыграть ва-банк, но игра не удалась
ՀարցազրույցНакануне в Еренае состоялось очередное заседание Евразийского экспертного клуба, в рамках которого заместитель директора Российского института стратегических исследований (РИСИ), руководитель центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Тамара Гузенкова дала интервью нескольким журналистам по ситуации в Карабахе.
-Госпожа Гузенкова, как Вы оцениваете ситуацию в Карабахе? В эти дни очень много говорится, что на фоне происходящего дальнейшая поставка вооружения Азербайджану, о котором вчера заявил вицепремьер РФ Д.Рогозин, может всколыхнуть антироссийские настроения в армянском обществе?
-Практика показывает, что любые события, происходящие в мире, наши западные партнеры пытаются интерпретировать в этом ключе, поэтому удивляться этому не приходится. Любые события, тем более такого драматического характера, которым являются военные действия в Нагорном Карабахе, они действительно используются, чтобы дискредитировать Россию, дискредитировать наши отношения- союзнические, договорные, и представить Россию в виде страны, которая не выполняет своих обязательств и не способна защитить своих непосредственных союзников. Это все осуществляется в рамках информационной войны, а то, что она сейчас идет, нет никаких сомнений. Поэтому к этому нужно относиться, с одной стороны, с определенным спокойствием, но при этом нужно иметь определенную систему контраргументов и иметь представление о том, так это или не так, и если это не так, то нужно иметь базис, с помощью которого можно было бы развенчивать эти стереотипы. Панические настроения в такие моменты возрастают и массовое сознание перестает находить ориентиры и точки опоры, и СМИ в этом смысле должны играть роль стабилизирующую, разьясняющую, что на самом деле происходит.
-Почему Азербайджан развязал военные действия и эту агрессию?
-Многие эксперты уже правильно оценили эту ситуацию- скорее всего она направлена через Армению на Россию, для того, чтобы усугубить ситуацию и ухудшить ее как внутри России, так и в системе международных отношений, в которых включена и Россия. Мне кажется, что здесь есть определенная цепочка, продолжение которой находится в Украине, так как Украина, которая планировалась как мощный антироссийский таран, эту задачу не выполнила, она не была реализована в полной мере, хотя конечно нанесла большой урон и российской экономике, и политическому имиджу, и многим другим сторонам российской действительности. Но вместе с тем Украина не оказалась тем бревном, которая могла бы разбить российскую государственность и экономику.
Следующее звено это Сирия, где Россию не удалось вытеснить полностью и сделать из нее незначительным фактором, потому как Россия, наоборот, здесь сыграла на повышение своих политических ставок. Ну и ближе всего к Карабахской и армяно-азербайджанской проблеме лежит, конечно же, российско-турецкий конфликт, и в этом смысле турецкое руководство показало себя, как неспособное решать важные политические задачи, также как и взяло на себя слишком многое и не в состоянии все это переварить. И мне кажется в этом смысле политические и геополитические амбиции настолько взыграли в высшем руководстве Турции, что они просто не смогли совладать с собой, ведь все мы помним, что в ходе этого кризиса Эрдоган грозился разморозить Карабахский конфликт и от этих его политических, как теперь выяснилось, не голословных заявлений до их реализации прошло совсем не много времени.
Что касается азербайджанского руководства, то они слишком доверились турецкому руководству и его каким-то политическим обещаниям, в этом смысле решили сыграть ва-банк, но эта игра не удалась.
-Видите ли Вы перспективу урегулирования конфликта?
-Ситуация неодноходовая и довольно непростая, но мне кажется, что именно благодаря усилиям России военно-активная фаза прекращена. По крайней мере в какой-то степени перемирие чувствуется… хотя мы знаем и по украинскому кризису, когда перемирие много раз нарушалось, перестрелки и военные события продолжались, но во всяком случае, мне думается, война остановлена. Сейчас восстановлен и статус кво по территориальным точкам, а в этой ситуации это самое главное событие, которого смогли добиться в очень короткие сроки, потому что те, кто развязывали эту войну, планировали, что все эта завязнет, что Россия не сможет здесь оказать своего влияния и этот конфликт будет разрастаться.
Я прочитала комментарий президента Армении Сержа Саргсяна о том, почему Армения не признает Карабах и думаю, что может быть другие радикальные решения привели бы к абсолютно непредсказуемому результату. Посмотрите что с Россией, которая уже два года в санкциях, хотя это страна самодостаточная, которая худо-бедно может себя обеспечить. А Армения, в условиях блокады, в условиях совершенно недружественного окружения, даже себе трудно представить, каким образом она могла бы сейчас решать эти проблему.
Последствием этих последних трагических событий будет то, что если в последнее время Карабахская проблема в международном переговорном смысле была абсолютно заморожена, то сейчас вероятно все-таки будут вестись более активные переговоры -в рамках той же Минской группы ОБСЕ, может быть и на двухсторонней основе, но в любом случае объявить перемирие и ничего после этого не делать будет нерационально. В этом конфликте как-то по особому прозвучал и показал себя Нагорный Карабах, если многие сейчас уже забыли, что там происходило, как там складывается жизнь, какое общество там формируется, то стало понятно, что там есть боеспособная армия, которая способна реагировать на те угрозы, которые идут извне, она продемонстрировала довольно высокий уровень патриотической консолидации общества и это все очень важные признаки того, что здесь сформирована особая социальная и государственная общность и вполне возможно, что это повысит переговорные позиции Нагорного Карабаха в международном аспекте.
-Данная ситуация стала испытанием и для ЕАЭС, в частности Казахстан бойкотировал проведение саммита в Ереване.
-Все, что происходит с каждым членом ЕАЭС и с Россией в том числе, всегда оказывается очень большим испытанием. Например, никто из ЕАЭС так и не признал Южную Осетию и Абхазию, затем нарисовались очень сложные отношения по крымской проблематике, а это очень серьезное испытание я думаю. Речь идет о том, что мы обязаны учитывать фактор постоянной попытки дестабилизирования ситуации, но очень важно понимать, что Евразийский экономический союз так и замудывался и сейчас развивается в парадигме именно экономического союза, а не политического, потому что какие-то военно-политические обязанности к друг другу имеют не члены ЕАЭС, а члены ОДКБ. И здесь больше вопросов в ОДКБ, как она, например, должна реструктуризироваться и себя вести, когда появились такие угрозы и т.д.. С моей точки зрения установить перемирие было гораздо важнее, чем на фоне перестрелки и умырающих от выстрелов людей проводить этот саммит.
Отметим, что Тамара Гузенкова находится в Ереване в составе делегации РИСИ, а на вчерашнем заседании Евразийского экспертного клуба она стала почетным членом Клуба. Госпоже Гузенковой сертификат о звании почетного члена Евразийского экспертного клуба вручил директор Научно-образовательного фонда "Нораванк", отметив также, что Т.Гузенкова стала еще и членом научного совета "Нораванк".