Комитас, каким он был
ՄշակույթНа счету доктора филологических наук, профессора Хачика БАЗИКЯНА свыше двух десятков монографий и 29 книг о жизни и деятельности известных языковедов, ученых, творческих личностей: "Грачья Ачарян, человек и ученый", "Языковед Геворг Джаукян" и др. Одна из последних книг Базикяна "Комитас, каким он был" создана на основе архивных материалов, выдержек из научной и художественной литературы, а также воспоминаний музыкантов и искусствоведов с мировым именем. От первой до последней страницы книгу связывают отрывки из поэмы Паруйра Севака "Несмолкаемая колокольня".
ПРЕДЛАГАЕМ ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ "ГА" ФРАГМЕНТЫ ВОСПОМИНАНИЙ ГОАР ГАСПАРЯН, с детства вобравшей в себя комитасовский дух.
В одном из концертных залов Токио состоялся концерт Гоар Гаспарян, на котором "армянский соловей" исполнила знаменитые "Антуни", "Крунк" и другие бередящие душу произведения Варпета. Восхищенная публика неоднократно вызывала певицу на бис, осыпала ее цветами.
С большим трудом протиснувшись сквозь плотное кольцо благодарных слушателей, Гоар прошла в свою гримерку, где ее поджидали журналисты. Наперебой они задавали вопросы: кто такой Комитас, кто автор этих трогательно чарующих мелодий. И как певице удается с таким неподражаемым чувством и вдохновением исполнять эти песни. Несмотря на усталость, Гоар как можно подробнее отвечала на вопросы, касающиеся гениального интерпретатора и исполнителя народных и духовных песен. Наутро десятки тысяч японцев узнали из прессы, кто такой Комитас.
… Как рассказывала Гаспарян, в 1910-х, на пути из Франции в Полис, Комитас остановился в их каирском доме. Рассказы отца и дяди певицы, которые в Александрии пели в хоре Комитаса, оставили в памяти Гоар неизгладимый след."Отец говорил, что Варпет почти месяц гостил в нашем доме. Он имел обыкновение ложиться на жесткую тахту, лишь под голову подкладывал подушку. С раннего утра Комитас был уже на ногах. Выходил в наш сад, устраивался под деревом и с нескрываемым удовольствием наслаждался своим любимым кофе. О чем-то сосредоточенно размышлял – и на белизну листа, словно жемчужины, ложились песни.
…В нашем доме постоянно проходили комитасовские семейные концерты. Моя бабушка, дочь ЕгишеТемирчипачяна, любила напевать песни Комитаса".
С трех лет Гоар слушала песни Варпета не только в исполнении родных, но также граммофонные записи этих песен. Не потому ли в душе маленькой девчушки пустили глубокие корни комитасовские напевы, которые до конца жизни сопровождали Гоар?
"Когда я исполняю Комитаса, - признавалась певица, - я на мгновение отрываюсь от нот, от самой песни. И тогда перед глазами возникают образы, которые наверняка видел, воспринимал сам великий песнописец, а затем предавал их бумаге. В такие минуты мне начинает казаться, что я возвращаюсь в детство, когда отец водил меня за руку в сад, где Комитас проводил свой досуг.
Комитас весь, целиком – искусство. Комитаса надо прочувствовать, прожить. Мелодии Комитаса – это не просто песни. Их исполнение – ритуал".