В ответ на статью о деятельности компания «Афина Палада» информационного агентства «Спутник Армения»
Հասարակություն7 марта в издании ''Спутник Армения'' вышла статья о проблемах российской группы компаний ''Афина Паллада'', владельцем которой является предприниматель Айк Магакелян.
К сожалению, представленный в ней фактологический материал не соответствует действительности, факты перевернуты и не изучены.
''Афина Паллада'' занимается машиностроением, производством медицинского оборудования, строительством, в том числе в регионах Крайнего Севера. Активы холдинга затрагивают широкий спектр секторов экономики.
Группа компаний подверглась жесткой атаке недобросовестных оппонентов, которые использовали весь арсенал возможностей для разорения группы предприятий, на которых работают десятки тысяч человек и которые имеют стратегическое значение для экономики страны. В основном речь идет о мошеннических схемах ''партнерства'' вслед за которыми вырастают колоссальные долги, обоснованность которых мошенники пытаются доказать в судебном порядке.
Мы детально проанализировали некоторые аспекты работы группы компаний для того, чтобы иметь непредвзятую точку зрения о ситуации в холдинге, который является инвестором чрезвычайно важного и для экономики Армении предприятия, Ереванского завода медицинских препаратов, старт работы которого ожидается в этом году.
Статья от 7 марта в ''Спутник Армения'' начинается с сюжета о банкротстве входящей в группу компаний ''Афина Паллада'' строительной компании с тем же названием. Но в сюжете нет ни одного упоминания об АГК, ''Арктической горной компании'', партнерство с которой обошлось группе компаний в сотни миллионов рублей убытков. АГК является и главным выгодополучателем в случае если бы СК ''Афина Паллада'' действительно разорилась.
Читателя вводят в заблуждение множеством деталей и подробностей, за которыми тщательно скрывают ''несущие конструкции'' реальности. Например, незаконные и мошеннические способы деятельности АГК.
Контракт с этой компанией предусматривал строительство, инфраструктурное обеспечение и создание транспортных коммуникаций планировавшегося к разработке месторождения угля на крайнем Севере Красноярского края, в тридцати километрах от порта Диксон, на берегу Северного Ледовитого океана. Работы начались, была завезена строительная техника и транспорт. Однако АГК, входящая в холдинг ''Восток уголь'' в течение последних лет, с 2014-го по 2017-й владела лицензией на геологоразведку на Таймыре. Но наличие лицензии на поиск и оценку запасов угля не дает ее владельцу права на добычу, для этого нужна отдельная лицензия, наличие проектной документации. Компания же начинала самовольную, без разрешительных документов добычу каменного угля, причиняя огромный вред окружающей среде и недрам.
Росприроднадзор оштрафовал компанию на сумму почти в один миллиард рублей (954 млн.), - сообщает РБК. Но для АГК подобная практика обычное явление. И именно так должно было случиться и в истории сотрудничества с СК ''Афина Паллада'', которая строила и обустраивала промышленную площадку для работы мошенников, выкачивающих природный ресурс, зарабатывающих на этом колоссальные ресурсы, дающие возможность пост фактум выплачивать штрафы.
СК ''Афина Паллада'', являясь подрядчиком в работе по подготовке промышленной площадки приостановила работы, когда стало ясно, что заказчик не обладает всем пакетом разрешительных документов на разработку месторождения. Как результат возник иск и настойчивые попытки АГК добиться банкротства ''Афина Паллада''. Прямые убытки строителей, которые за свои средства возводили объекты инфраструктуры, обеспечивали логистику и оплачивали работу людей, составили 160 миллионов рублей. Причем ежемесячной фонд заработной планы строительной компании сосставляет порядка 300 миллионов рублей и эти деньги выплачиваются ежемесячно, без задержек, несмотря на все перипетии взаимоотношений с заказчиком работ.
Кстати если бы подрядчик пошел на поводу у заказчика, и продолжил сотрудничество невзирая на отсутствие у АГК разрешительной документации, это создало бы еще большие проблемы нелегальным горнодобытчикам. Не миллиард рублей, а значительно больший объемов штрафов ожидал бы компанию.
АГК предприняла целый комплекс усилий по обеспечению банкротства СК ''Афина Паллада''. В частности пыталась ввести в совет кредиторов компании своих представителей, что могло способствовать установлению контроля над компанией.
В статье от 7 марта рассказывается о многочисленных долговых обязательствах группы компаний ''Афина Паллада''. И в этом случае обильным фактологическим материалом, вроде как убедительно аргументирующим катастрофу ''Афины Паллады'', внимание читателя отводится от очевидного факта, который оппоненты компании не смогли проигнорировать. 80% кредитного портфеля это взаимные долговые обязательства между структурами одного холдинга. Крупнейшим кредитором строительной компании был ''Красноярский электровагоноремонтный завод'', он входит в структуру холдинга. Таким образом речь не может идти о закредитованности компании, средства перераспределялись внутри группы компаний для сбалансированного развития каждого подразделения.
Однако целевая аудитория материала вышедшего 7 марта, с учетом географической направленности издания, находится в Армении. А цель той статьи очернить российского предпринимателя, владельца группы компаний ''Афина Паллада'' Айка Магакеляна.
Он является одним из крупнейших инвесторов в армянскую экономику, а одним из значительных активов его холдинга является завод по производству медицинских препаратов в Ереване.
Трудно переоценить значение предприятия по производству медицинских принадлежностей для Армении. Проектная производственная мощность - порядка 80-90 миллионов шприцев в месяц. По 10 миллионов флаконов с иголками и по 32 миллиона шприц-ручек, а также производство вакуумных и капельных систем взятия крови.
Такого предприятия в стране не было никогда. Его мощность позволяет не только обеспечить внутренние потребности системы здравоохранения Армении, но и отправлять продукцию на экспорт. Тем более, что производство соответствует европейским стандартам Надлежащей производственной практики (GMP), это открывает широкие рынки сбыта.
Поэтому реальное значение завода медицинских препаратов, который должен начать работать в Ереване существенно больше номинальных данных, которые мы можем найти в открытых источниках. Объем инвестиций, а основным инвестором является группа компаний ''Афина Паллада'' составляет около 42 миллионов долларов. Количество работников предприятия при выходе завода на полную мощность, до 400 человек. Но значение предприятия для экономики, и в большей степени для социальной реальности страны нельзя недооценивать. Снижение стоимости препаратов сократит не только расходы населения, что само по себе крайне важно, но и сократит давление на бюджетные ресурсы государства и системы здравоохранения. Конкретно в армянских условиях это повысит эффективность давно осуществляемой, но с перебоями из-за нехватки ресурсов реформы медицины.
Завод был презентован еще в 2014 году. Но в дальнейшем его запуск в постоянную работу несколько раз откладывался. Эта ситуация стала причиной для критики инвестора. Но также это стало и поводом поговорить ''о еще одном несостоявшемся проекте'' армянских властей, поскольку в церемонии открытия завода участвовали официальные лица, в том числе президент страны Серж Саргсян.
Но на самом деле в этой истории оппоненты инвестора из стремления нанести репутационный урон, пользуются тем, что широкая публика вне сомнения не может ориентироваться и не разбирается в тонкостях и нюансах такой специфической сферы как производство медицинских препаратов.
Ситуация, когда крупное предприятие на начальном этапе испытывает сложности с запуском конвейера, достаточно типичны в любой сфере промышленности. В данном конкретном случае, причиной является сочетание факторов, которые мы можем назвать ''естественными'' в армянских условиях.
Во-первых, на предприятии не было кадрового потенциала. В стране, в которой не существует медицинской промышленности, неоткуда взяться кадрам для работы на предприятиях этой сферы. Будущие работники проходили стажировку и обучение в России, в Новосибирске, на заводе ''Сибирские медицинские технологии'' который принадлежит также группе компаний ''Афина Паллада''. Кстати большой опыт холдинга в сфере производства медицинских препаратов является также своего рода гарантией эффективной работы и ереванского предприятия. Так же важно отметить, что обучение и стажировки специалистов в Армении были так же организованы самим инвестором.
Во-вторых, открытие завода в 2014 году совпало по времени с началом кризисных явлений в российской экономике, сокращением рынков в куда более широких масштабах, что естественно затронуло крупный бизнес. Не вдаваясь в детали, малоинтересные широкой аудитории, надо сказать, что многие процессы могли бы идти быстрее при сохранении основных трендов в экономике, в докризисный период.
И тем не менее, предприятие начнет работать в полном объеме в течение этого года, поскольку компания-инвестор в целом выходит из цикла проблем прошлых лет. Высокая кредитная нагрузка естественна для любой крупной компании нашего времени в любой стране. Также как естественны кризисные циклы в условиях сокращения рынков.
Айк Магакелян является реальным инвестором в экономику страны, которая в силу конечно в первую очередь геополитических проблем, нерешенных конфликтов и закрытых границ, является очень сложной площадкой для развития. Не всякая крупная компания согласится работать в регионе, который будто осажденная крепость, имеет связь с внешним миром только через горные дороги. Любой бизнес-процесс в таких условиях усложняется и становится дороже. Но тем не менее Айк Магакелян не просто запускает технологически сложное предприятие, в Армении создается новая отрасль национальной экономики.