33 года спустя: как выглядит Чернобыль в 2019 году
LifestyleРовно 33 года назад, 26 апреля 1986 года, произошла одна из ужаснейших катастроф в истории человечества — взорвался 4-й энергоблок Чернобыльской АЭС. В результате произошел огромный выброс радиоактивных веществ в атмосферу, что нанесло серьезный ущерб не только близлежащим странам, но и большей части Европы.
Пока мировые СМИ вовсю трубили об опасности, советская власть изо всех сил скрывала факт катастрофы от собственных граждан. Жители населенных пунктов в 30-километровой зоне были эвакуированы лишь на следующий день, а первое сообщение о катастрофе передали 28 апреля в 21:00. Что же поменялось за последние 33 года?
Огромная природная площадь, оставшись без влияния человека, начала быстро возвращать себе отнятое. В зону отчуждения вернулись многие виды животных, в том числе и очень редкие, их организм быстро приспособился к наличию радиации. А Припять и вовсе стала превращаться в лес.
«Там деревья растут даже на крышах домов, внутри заброшенных зданий. Всё больше становится животных. Мы видели кабанов, лосей, лис, оленей, косуль. Там водятся даже волки и дикие лошади Пржевальского», — рассказывает сталкер Стас Польский.
Некоторые очевидцы даже рассказывают, что в зоне отчуждения появился бурый медведь, что огромная редкость. Сейчас в Чернобыле находятся около 11 объектов природно-заповедного фонда Украины.
Но если количество животных увеличивается, то количество людей уменьшается. Речь а самоселах — тех, кто отказался эвакуироваться или же волею судьбы осел в одном из заброшенных поселков. Когда-то таких людей было много, сейчас остались лишь считаные сотни.
Большинство из этих жителей — люди пенсионного возраста. Они вынуждены ходить пешком в Чернобыль за пенсиями, но выживают за счет собственных огородов и разведения домашних животных. Раз в неделю приезжает автомобиль с различными товарами.
Больше всего проблем из-за некачественного медицинского обслуживания. Санчасть в Чернобыле весьма скудна. Многие смерти местных жителей остаются неизвестными, покуда их тела случайно не обнаруживают. Поэтому лесники и полицейские время от времени посещают жилища самоселов.
В самом Чернобыле находится административный центр. Там живут и работают различные ученые, а также сотрудники ЧАЭС. В городе есть функционирующий магазин, столовая и даже три гостиницы.
На границах зоны отчуждения нередко селятся вынужденные переселенцы с Донбасса. Жилье здесь стоит копейки и для многих это становится идеальным прибежищем. Люди разбивают огродики, заводят домашнюю скотину, а некоторые даже приторговывают вещами из зоны. Всё ради выживания.
Местным правоохранительным органам много хлопот доставляют сталкеры — молодые люди, котоые незаконно посещают зону отчуждения. Чаще всего они приходят лишь за эмоциями, не воруя ничего потенциально опасного. Однако полиция всё равно старается не допускать подобных приключенцев.
Наибольшую опасность в себе таят грибники, ведь Полесье — богатая грибами территория. Однако ученые из НИИ сельскохозяйственной радиологии заявляют, что именно в грибах находятся огромные дозы радиации, превышающие норму в два-три раза.
Подобные места всегда привлекали людей, поэтому Чернобыльскую зону посещают десятки тысяч туристов ежегодно. Обычная экскурсия длится около 8–10 часов, людям показывают целые энергоблоки, саркофаг, Припять и местный пруд-охладитель, где живут двухметровые сомы.
«Благодаря тому, что уже прошло время и зона постоянно очищается, места с повышенным фоном радиации есть только в непосредственной близости АЭС, а также на самой территории атомной станции. А уровни радиации, которые могут привести к лучевой болезни, наблюдаются только в средине саркофага, в укрытии, под которым хранятся разбросанные части реактора», — убеждены в агенстве «Чернобыль-тур».
Также Чернобыльская зона стала своеобразной площадкой для многочисленных экспериментов, как украинских, так и международных. Например, оказалось, что вести сельское хозяйство в зоне можно, но меры безопасности делают такое занятие убыточным.
Особняком стоит проект «Фукусима — Чернобыль», в рамках которого японские ученые проводят исследования, пытаясь спрогнозировать будущее собственной АЭС.
Ученые уверены, что для полного исчезновения радиационного загрязнения понадобится еще около 200–300 лет. Хотя период полураспада некоторых частиц существенно дольше, например, у плутония он составляет 24 тысячи лет.
А о самой катастрофе лучше всего прочесть слова очевидцев.
«В первую ночь был виден пожар, тление, но на следующую ночь стояло зарево над этим энергоблоком, словно тысячи прожекторов его освещали. У нас еще окна выходили на него, поэтому видимость была такая, даже не описать, что это было за зрелище».
«Брат мой, на три года старше меня, вылезал на шестнадцатиэтажку, чтобы посмотреть, как горит реактор. Тогда всё это казалось интересным, никто не понимал, что пришла беда... Дети спокойно играли на улице, никаких предупреждений не было о том, что надо не открывать окна, сидеть дома».
«Какая реакция была? Никто ничего не знал. Выбросы же были часто. Мы знали это всё по тому, как мылись улицы. Каждую ночь — ездят по улицам и поливают с моющим средством, вот и всё ... Так это значит, уже что-то было».
«Мы на шестнадцатом этаже жили, из нашего окна был виден реактор, как раз на ту сторону выходили окна, балкон... Что-то такое черное и зловещее было видно... И в то же время посмотришь немного левее — река, люди играют волейбол, отдыхают».
«Когда на следующее утро приехал на работу, оказалось, что Чумак уже пытался добраться до ЧАЭС, но в районе Иванкова его завернули. И когда он добрался до работы (а у нас же лаборатория, стояли стойки радиационного контроля), то они начали звенеть. Все поняли, что случилось что-то очень плохое. В понедельник стойки уже отключили: они звенели сами по себе».
«Вот еще как мы понимали, что происходит что-то не очень хорошее, — когда некоторые сотрудники проходили мимо стойки радиационного контроля у нас в Институте, она звенела. Как оказалось, для эвакуации людей из Припяти в Киев брали обычные городские автобусы, и когда эти автобусы возвращали назад, они были загрязнены радиацией. Сел где-то человек после эвакуированного из Припяти на сиденье, вот стойка потом и звенит».
Отголоски трагедии до сих преследуют человечество, и, возможно, Чернобыль никогда так и не станет полноценным прошлым, он всегда будет рядом. Как памятник тому, что слишком часто человечество играет с огнем, забывая, какую мощь держит в руках.