Александр Лобжанидзе: географический диктант поменяет тему в 2016 году
InterviewЗаместитель председателя комиссии Русского географического общества по географическому и экологическому образованию Александр Лобжанидзе рассказал в интервью РИА Новости, как шла подготовка заданий и какие нововведения будут в диктанте в следующем году, если эксперимент будет признан успешным.
10 декабря будут объявлены результаты первого Всероссийского географического диктанта, который прошел при поддержке Русского географического общества. Заместитель председателя комиссии Русского географического общества по географическому и экологическому образованию Александр Лобжанидзе рассказал в интервью РИА Новости, как шла подготовка заданий и какие нововведения будут в диктанте в следующем году, если эксперимент будет признан успешным.
— Когда вы приступали к разработке задания для Всероссийского географического диктанта, были ли у вас примеры, на которые вы ориентировались? Или разработка вопросов началась с нуля?
— Мы начали работу над заданиями для географического диктанта с нуля. Мы решили, что географический диктант должен быть именно диктантом. Это было первым условием. Второе — он не должен был походить на тест ЕГЭ. И третье — он должен стать интересным не только для географов или абитуриентов географических вузов.
Для диктанта была обозначена тема — география России, и мы постарались представить, что на выходе должен знать человек о своей стране. Именно из этого мы исходили, составляя варианты вопросов.
— О результатах диктанта говорить еще рано, но, может, у вас уже появились идеи, как улучшить задания или процедуру, если диктант будут проводить в следующем году?
— Во-первых, нам показалось, что мы дали слишком много времени. Участники должны были ответить на 25 вопросов за 45 минут. Некоторые справились за 25 минут. Это означает, что мы можем увеличить количество вопросов.
Во-вторых, мы можем более точно настроить инструмент проверки отдельных групп знаний у участников диктанта. Мы изначально сформировали варианты так, чтобы пятый вопрос в каждом из трех вариантов был про физико-географические понятия, а каждый 25-й вопрос был про описание определенной природной зоны. Но в 2015 году мы не думали готовить исчерпывающую картину о знаниях населения в географии, а просто хотели получить общий срез знаний.
В-третьих, если мы продолжим проводить географический диктант, то, скорее всего, у него будет другая тема. Мы планируем постепенно расширять границы: проверять знания не только по географии России. Возможно, в следующем году диктант будет посвящен географии нашей страны и ее соседей, а потом и соседей соседей. Возможно, отдельно будут затронуты тема географических экспедиций и история географических открытий. Вообще, тем много, потому что география — обширная наука.
— На проверку каких знаний по географии были направлены задания в этом году?
— Мы предположили, что знание географии предполагает знание географических терминов. Есть ряд специфических понятий, которые применяются не только в географии нашей страны, но и в науке в целом, например, плотность населения или миграция. Именно такие вопросы составили первый блок диктанта.
Во второй блок вошли задания, связанные с картой. Географы уверены, что знание географии — это знание карты, любое явление в пространстве может найти свое отражение на ней.
В этом блоке было три группы вопросов. Первая группа проверяла знания о месторасположении объектов, которое задается географическим описанием без карты. Например, человек должен определить, где находится самый северный город-миллионер России или самый крупный промышленный центр на севере нашей страны. Во второй группе вопросов использовался фрагмент карты: в задании давалось описание объекта и фрагмент карты России, с которым объект связан. И, наконец, третья группа содержала вопросы, в которых использовалась карта России. Например, в этом блоке человеку мог попасться вопрос, в котором надо с помощью карты определить, в какой последовательности бассейны Волги, Оби, Енисея и Лены располагаются с запада на восток.
В диктанте был еще интересный блок вопросов. Когда мы его подготавливали, мы исходили из того, что знание географии — это знание в том числе и образов территории. Человек должен уметь узнавать тот или иной географический объект по яркому описанию. Мы решили, что не просто сами попытаемся описать эти образы, а возьмем цитаты из творчества наших литературных классиков и дневников путешественников. Так в диктант вошли описания земель, созданные Михаилом Ломоносовым, Константином Паустовским, Михаилом Пришвиным и нашим современником, писателем Олегом Куваевым.
В диктанте мы также постарались отразить природные памятники и особенности, которыми богата Россия. В частности, мы задавали вопросы по теме "Россия — космическая держава", спрашивали про космодромы Плесецк и Восточный, а также о том, где собираются ракеты "Союз". В теме "Россия — авиационная держава" были вопросы о том, где собирается Sukhoi Superjet, и так далее. В диктант попали и вопросы об объектах, входящих в список всемирного наследия ЮНЕСКО, которые также ассоциируются с образом России, — это Ленские Столбы, остров Врангеля.
— Различались ли варианты диктанта по уровню сложности?
— Мы сделали три равноценных по сложности варианта, которые предназначались для людей, писавших диктант в разных уголках России, — один вариант для Дальнего Востока, другой для европейской части России и третий для Сибири. Те, кто писал диктант в Дальневосточном регионе, отвечали на вопросы про европейскую часть России, и наоборот, чтобы люди отвечали не про свой край, который так или иначе знают. Хотя в вариантах диктанта встречались и один-два якорных вопроса про территорию, на которой он писался.
О сложности вариантов мы не задумывались. Однако получили от писавших диктант отклик, что усложнение вопросов происходило от первого к 25-му. Это получилось не специально, просто человеку проще вспомнить определение, чем по описанию образа опознать какую-то территорию.
— Когда вы разрабатывали тест, было ли у вас представление о тех людях, которые будут писать диктант?
— Среди участников группы, которая разрабатывала вопросы для географического диктанта, по крайней мере три человека — я и двое моих коллег — в течение 20 лет занимаются Всероссийской географической олимпиадой. В некотором смысле мы уже два десятилетия формируем того человека, который должен отвечать на вопросы диктанта. В то же время мы не готовили вопросы для профессиональных географов. Нам интереснее было выяснить, какие остаточные знания сохранились в голове разных поколений наших соотечественников.
Мне изначально казалось, что уровень знаний у старших поколений должен быть выше, чем у молодых людей. Старшие поколения раньше изучали географию ногами, путешествуя по стране, и глазами, много читая. Сейчас, к сожалению, толком не видят и не читают.
— Какие вопросы или задания из географического диктанта запомнились вам больше всего?
— Мне показались интересными самые сложные задания — на образы территорий, потому что через ответы на эти вопросы можно понять, применяет ли человек географию на практике, сопоставляет ли свои знания с действительностью. Одно дело найти точку на карте и совсем другое — знать о процессах, явлениях и проблемах, которые существуют на конкретных территориях.