Член ЦИК: опыт России вызывает интерес у коллег из Латинской Америки
InterviewГлава делегации ЦИК на выборах Национальную ассамблею Венесуэлы Сергей Даниленко рассказал в интервью РИА Новости, как в стране обеспечивается безопасность в единых центрах для голосования, насколько активно жители обычно участвуют в выборах и чем примечательна организация избирательного процесса.
В воскресенье, 6 декабря в Боливарианской республике Венесуэла пройдут выборы в парламент — Национальную ассамблею. Делегация Центризбиркома России во главе с членом ЦИК Сергеем Даниленко отправится в страну для наблюдения за ходом парламентских выборов. Накануне визита руководитель делегации в интервью РИА Новости рассказал о том, как в стране обеспечивается безопасность в единых центрах для голосования, насколько активно жители обычно участвуют в выборах и чем примечательна организация избирательного процесса в этой стране.
— Сергей Андреевич, что послужило поводом для решения ЦИК России направить делегацию на выборы в Венесуэлу?
— Мы получили приглашение от наших коллег из Национального избирательного совета Венесуэлы принять участие в сопровождении очередных выборов в национальный парламент, которые состоятся 6 декабря этого года. В ходе визита венесуэльских коллег в Москву в сентябре 2013 года между центральными избирательными органами России и Венесуэлы был подписан протокол о сотрудничестве, поездка осуществляется в рамках реализации положений этого протокола.
— Представители российского Центризбиркома посещали Венесуэлу до этого?
— Наши контакты шли достаточно интенсивно. Представители Центральной избирательной комиссии Российской Федерации принимали участие в международном сопровождении выборов президента Венесуэлы в октябре 2012 года и в апреле 2013 года, когда состоялись внеочередные выборы президента в связи со смертью бывшего лидера страны Уго Чавеса. В декабре 2013 года на муниципальных выборах делегацию ЦИК России возглавлял председатель комиссии Владимир Евгеньевич Чуров. Все поездки осуществлялись по прямому приглашению венесуэльских коллег.
— Сергей Андреевич, а вы сами бывали раньше в этой стране? Может быть, по рабочим вопросам?
— Нет, это будет моя первая поездка в Венесуэлу. До этого я был в Латинской Америке дважды. В августе 2014 года в Санто-Доминго в Доминиканской республике. Там проходила международная научно-практическая конференция по избирательной тематике, и я возглавлял делегацию нашей комиссии. А в октябре 2014 года — в качестве международного наблюдателя за муниципальными выборами в республике Перу и всеобщими выборами в Боливии.
— Как организован в Венесуэле процесс голосования?
— Что касается особенностей в организации избирательного процесса в Венесуэле, то это, во-первых, объединение нескольких избирательных участков в единые центры для голосования. Интересно будет посмотреть, как это работает на практике. Во-вторых, в Венесуэле повсеместно введена электронная форма голосования. Члены наших делегаций отмечали эффективность работы системы. Подсчет голосов проходил быстро и гласно, процедура завершения работы избирательных участков, установления итогов голосования при помощи электронных устройств для голосования и передачи итоговой информации в единый информационный центр занимала считанные минуты. Все делалось открыто, всем желающим демонстрировалась завершающая процедура, итоговый документ, в котором фиксировались результаты данного избирательного участка.
— Как обстоят дела с обменом опытом между двумя странами именно в избирательной сфере? Использовались ли Венесуэлой какие-то технологии или решения российских организаторов выборов или, может, мы что-то взяли на вооружение из их опыта?
— Конечно, опыт работы наших коллег мы рассматриваем, в том числе и в контексте развития собственной избирательной системы. Но хочу подчеркнуть, что введение любых новаций должно обязательно учитывать местные особенности и ни в коем случае не работать в ущерб уже существующей избирательной системе, а служить лишь для повышения ее эффективности. Что касается нашего опыта, то российская избирательная система считается (и, поверьте, не только нами) одной из самых развитых в мире. Мы регулярно встречаемся с коллегами из других стран на площадках международных конференций и в рамках двусторонних встреч в России и за рубежом. И тот опыт, которым мы делимся, вызывает большой интерес, в том числе у коллег из стран Латинской Америки. Например, как минимум две страны этого региона — Эквадор и Перу — проявляли заинтересованность в наших устройствах для электронного голосования. В феврале 2014 года российские устройства для электронного голосования в качестве эксперимента применялись на нескольких участках на муниципальных выборах в Эквадоре. Также, когда я встречался с руководством высшего избирательного органа Перу в Лиме в октябре 2014 года, особое внимание, в силу заинтересованности перуанских коллег, было уделено перспективам использования электронных систем голосования на следующих выборах. Уточню, что пока речь идет об использовании российских комплексов электронного голосования (КЭГ) в Перу в качестве эксперимента, однако у страны заинтересованность очень высокая.
— Как обеспечивается безопасность на избирательных участках в Венесуэле?
— В Венесуэле функция обеспечения безопасности при проведении важных массовых мероприятий, к которым отнесены и избирательные кампании, возложены на Национальную гвардию — подразделение оперативного реагирования Министерства обороны — и органы внутренних дел. На период избирательной кампании разрабатывается план мероприятий по обеспечению правопорядка и безопасности при проведении выборов. Планом предусматривается создание коллегиального органа по руководству подразделениями различных ведомств, которые задействованы в организации и проведении выборов. В Национальном избирательном совете республики Венесуэла имеется департамент общей безопасности, который осуществляет взаимодействие с Национальной гвардией и Министерством внутренних дел по вопросам обеспечения безопасности участников избирательного процесса, избирательных участков, сохранности оргтехники на избирательных участках и документации. Избирательные центры, в которые входят от 3 до 15 избирательных участков, берутся под круглосуточную охрану за несколько дней до начала голосования. Кроме обеспечения безопасности на территории избирательного центра, на военнослужащих национальной гвардии возложена обязанность оказания помощи избирателям на территории центра, в том числе медицинской. В составе служащих национальной гвардии имеется медицинский работник, который находится постоянно на территории избирательного центра до окончания голосования.
— Как традиционно проходят выборы в этой стране — при высокой или низкой явке?
— Цифры довольно высокие — на предыдущих парламентских выборах явка избирателей составила около 66%, на внеочередных выборах президента в 2013 году — 80%. Конкретный прогноз делать трудно, но мы ожидаем достаточно хороших показателей.