ПОЧЕМУ В ПАРИЖЕ И ПОЧЕМУ СЕЙЧАС
Analysis2 декабря совершенно неожиданно появилось сообщение о том, что законопроект о криминализации Геноцида армян вновь внесен в повестку Национального собрания Франции и вновь - за авторством Валери Буайе. На сей раз марсельский депутат предлагает ввести уголовное наказание за отрицание всех преступлений против человечности. Эта поправка, безусловно, продиктована текущей ситуацией на Ближнем Востоке и еще более актуализирует аналогичный законопроект от 2011 года. Вместе с тем выбранный Буайе момент достаточно неоднозначен в контексте множества факторов. Более того, по сути, он поставил французских законодателей перед довольно сложной дилеммой, что и нашло отражение как в выступлениях в ходе обсуждения, так и в решении.
НЕ ПРОШЛО ЕЩЕ И МЕСЯЦА ПОСЛЕ СТРАШНЫХ ТЕРАКТОВ В ПАРИЖЕ, в одночасье взвинтивших градус цивилизационного противостояния до небывалого накала. Внутренняя ситуация во Франции, как и по всей Европе, остается напряженной, чрезвычайное положение в стране не только не отменено, но и раздаются предложения о продлении режима на срок вплоть до полугода. Антимусульманские настроения нарастают, политикам в лицо бросают беспощадные обвинения в бездарной миграционной политике и опустошении Франции и Европы в целом. На внешней арене накал также не снижается: с одной стороны, взаимоотношения Турции с Евросоюзом в условиях миграционного кризиса получили импульс сближения и ускорения интеграции, по крайней мере на словах.
Европейские лидеры - в первую очередь Германия - не жалеют усилий, дабы ублажить Анкару и уговорить ее оставить у себя беженцев, а по сути дела - не науськивать их на Европу. Обещания 3 млрд евро, безвизового режима уже летом следующего года и форсирования переговоров о вступлении в ЕС - таков основной пакет обещаний, в обмен на который Давутоглу, лицемерно улыбаясь, тоже выдал кое-какие обещания, воздержавшись, однако, от каких-либо гарантий. С другой стороны, разоблачение преступных связей руководства Турции и лично президента Эрдогана и его семьи с террористами выставили Анкару в самом неприглядном свете в контексте продолжающейся войны в Сирии и геноцида христиан в регионе в целом.
Перечень факторов, обосновывающих актуализацию инициативы Валери Буайе и одновременно способных стать препятствием на пути принятия документа, легко продолжить. Однако, судя по всему, решающим все-таки оказался другой фактор - на первый взгляд локального характера. Речь о состоявшихся 6 декабря региональных выборах во Франции, которые, по мнению ряда политиков, стали основной причиной поспешного выдвижения законопроекта. Наши источники в Париже сообщают в связи с этим любопытные подробности.
ВАЛЕРИ БУАЙЕ, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ТАКЖЕ ВИЦЕ-МЭРОМ МАРСЕЛЯ, представляет бывший "Союз за народное движение" - ныне партию "Республиканцы", которую год назад возглавил Николя Саркози. Законопроект был внесен в повестку НС не просто накануне региональных выборов, но еще и в присутствии очень небольшого числа депутатов (менее 10%). Голосование не состоялось, поскольку ранее по инициативе властных сил было решено отправить документ в комиссию с целью его доработки. Выступивший на заседании руководитель фракции правящей партии Брюно Ле Ру заявил, что они против внесения законопроекта в повестку спонтанно и без должной подготовки, поскольку тем самым он не будет застрахован от провала, аналогичного решению Конституционного совета в 2012 году. Напомним, что в конце 2011- начале 2012 гг. законопроект Буайе был принят Национальным собранием, а затем и Сенатом Франции, однако совет аннулировал его, признав не соответствующим Конституции. Ле Ру, как и другие депутаты, намекнул при этом, что шаг оппозиционного депутата Буайе продиктован именно региональными выборами. Одновременно он заявил, что в случае вынесения законопроекта на голосование фракция правящей партии выступит за и документ будет принят, однако с перспективами потенциальных проблем, что нежелательно для всех.
Согласно нашим источникам, депутаты от правящей партии безоговорочно поддержали саму идею криминализации отрицания, то есть решение отправить законопроект на доработку непосредственно не связано с их позицией в отношении Геноцида армян. Более того, как известно, и Валери Буайе, и Брюно Ле Ру являются друзьями армянского народа. Таким образом, разногласия между политическими силами в НС Франции связаны не с их принципиальной позицией по криминализации отрицания, а с правовой формой достижения цели. Кроме того, налицо стремление власти и оппозиции перехватить инициативу и получить от этого максимум политических дивидендов, подчеркивает источник.
Что следует из всего этого в контексте армянских интересов? Прежде всего давно пора привыкнуть к тому, что вопрос Геноцида армян, а теперь уже и криминализации его отрицания используются политическими силами в разных странах в конъюнктурных интересах. Это стало привычной практикой в США, в последние недели проявилось в России, а теперь и во Франции, где такой подход также не является новостью. Тот факт, что Валери Буайе прибегла к этому шагу в интересах своей партии, а фракция власти решила отправить его в специализированную комиссию, необходимо воспринимать трезво и спокойно, воздерживаясь от упреков в адрес людей, которые действительно являются друзьями Армении и Арцаха и неоднократно доказывали это.
БОЛЕЕ ТОГО, В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ СЛЕДУЕТ ТОЛЬКО ПРИВЕТСТВОВАТЬ актуализацию подобного законопроекта даже в привязке к внутренним интересам. Трагические события на Ближнем Востоке диктуют при этом именно ту постановку вопроса, какую избрала Буайе, а всеми воспринимаемый акцент на Геноциде армян высвечивает проблему еще и в свете сегодняшнего поведения и ответственности Турции за происходящее. К тому же обновленное название законопроекта подчеркивает преемственность и неизменность политики Анкары на протяжении более ста лет - то, что мы, армяне, сами постоянно стремимся доказать.
Другое дело, что необходимо не только тщательно выверить момент внесения документа в повестку, но и - что, возможно, важнее - предусмотреть все подводные камни с учетом предыдущего опыта. Поспешность и спонтанность, тем более в контексте вышеуказанных, важнейших для Евросоюза факторов, а также на фоне недавнего решения Европейского суда по делу Перинчека, чреваты новым, еще более нежелательным и опасным, нежели первый, провалом, который может обесценить процесс в целом и уже безнадежно отправить вопрос в разряд исключительно конъюнктурных.
...На своей странице в Фейсбук Валери Буайе напоминает слова писателя, героя Сопротивления, идеолога Пятой республики и министра культуры в правительстве де Голля Андре Мальро: "Франция небольшая, если мы имеем в виду весь мир". Согласившись с этим, можно добавить: решение Франции криминализировать отрицание преступлений против человечности может быть значимым именно в мировом масштабе, поскольку эти преступления продолжают совершаться на глазах мира, считающего себя цивилизованным и прогрессивным.
Марина ГРИГОРЯН