Турция в роли провокатора
Interview«Турция ждет удобного момента, чтобы развязать войну против стран ОДКБ»
О новых угрозах, связанных с успехами российской военной операции в Сирии, и возможной роли в них Турции рассказывает политолог, председатель Демократической партии Армении Арам Саркисян.
- В каком направлении, на Ваш взгляд, движется обстановка в Сирии и вокруг нее?
- События на Ближнем Востоке развиваются очень динамично. Сейчас уже очевидно: после того, как Россия вошла в этот конфликт непосредственно в Сирии, сценарии развития стали более многообразными. До этого было ясно, что, если Россия не войдёт в этот конфликт, то он будет развиваться по сценарию, который был начерчен на Западе. Не случайно, что все эти годы 54 страны, которые были объединены в западную «антиигиловскую» коалицию, особо не воевали с так называемым «Исламским государством» (запрещенная в России террористическая организация – прим.). Как будто ждали, что Россия должна войти в этот конфликт, и тогда надо будет выстраивать свою сценарную схему.
Сегодня получается следующая картина: Россия помогает сирийской армии, выдавливает боевиков с территории Сирии. Часть из них уходит в Ирак, часть - в Иорданию, но есть большая опасность, что Турция воспользуется этой ситуацией. Имеется информация, что вооруженные отряды боевиков могут двинуться и в сторону Грузии, Азербайджана, а также Центральной Азии. Единственная граница, которая абсолютно защищена российскими погранвойсками и Арменией – это полностью закрытая армяно-турецкая граница. Но у нас есть и очень слабое звено – двенадцать километров общей границы Турции с Нахичеванской автономной республикой, некогда включенной в состав Азербайджана по настоянию Турции.
Не исключаю варианта, что Турция на самом деле может пойти на этот сценарий. Тем более, что после того, как по решению Эрдогана был сбит российский СУ-24, провокации со стороны Турции продолжаются. Это говорит о том, что НАТО и в первую очередь США одобряют действия своего союзника. В новой геополитической «сходке» решается извечный вопрос: как любыми средствами не дать России занять свою цивилизационную, а значит - влиятельную нишу. Турция в роли провокатора и лицемерного «доброжелателя» отлично подходит для такой неблаговидной цели. История не раз доказывала вышеприведенное утверждение.
- Как сдержать Турцию в этом плане, зная её амбиции региональной державы?
- Это сейчас очень серьёзный вопрос. В этом направлении надо работать сообща. Не хочу оказаться злым пророком, но в принципе этот сценарий очень возможен и, по-моему, когда американцы и коалиционные силы особо не активничали с «ИГ», расчёт был именно на это.
Полностью подавить сопротивление игиловцев без наземной операции практически невозможно – они укрываются, экипируются и частично пытаются перебраться с этих территорий, оставляя там самые боевые части. Если говорить конкретно о том, каким образом они могут просочиться на территорию постсоветских государств, думаю, что таких троп достаточно - от Батуми и Ахалкалаки до той же Нахичевани. Что касается Центральной Азии, об этом и говорить нечего. Не случайно президент России Владимир Путин собирал руководителей спецслужб стран СНГ, чтобы обсудить этот сложнейший вопрос. То есть, с одной стороны, Россия сделала очень важный, очень конкретный шаг для того, чтобы не допустить распространение терроризма в регионе, но, с другой, появляется новая угроза, которую необходимо исключить. Полагаю, что здесь требуются серьёзные совместные усилия наших государств.
- Как Вы оцениваете нынешнее состояние отношений между нашими странами?
- Насколько стабильными и стратегическими будут российско-армянские отношения, настолько Армения будет чувствовать себя в безопасности. Здесь, кажется, пока беспокоиться особо нечего, если бы не были вышеописанные события в регионе, а также вокруг Армении и России.
Две основных составляющих российско-армянских отношений – военная и экономическая. Военная, кажется, давно поставлена на необходимые рельсы, хотя многие отмечают, что военное сотрудничество России с Азербайджаном вызывает в Армении определенное беспокойство. В перечне продаваемых Баку вооружений есть такие, которые просто-напросто не укладываются в сознании. Зачем надо было продавать Азербайджану, допустим, систему «Солнцепёк»? Зачем надо было продавать наступательные вооружения, которые могут быть использованы, как мы все понимаем, против Армении? Независимо от того, кто еще может продать их Баку, Россия, думаю, все же не должна была этого делать.
Думаю, надо было предвидеть, что Азербайджан, при любом раскладе геополитических карт, всегда будет «скакать» в одной упряжке с Турцией. Напомню слова Гейдара Алиева, сказанные им в Анкаре: «Мы - одна нация, два государства». Не случайно турецкое руководство, словно мантру, повторяет одну и ту же фразу: «Всеми средствами мы добьемся освобождения оккупированных азербайджанских земель. Они для нас святые». Абсурд, да и только! Еще одно подтверждение, что Турция ждет удобного момента, чтобы развязать войну на территории Армении и Арцаха, а значит - против стран ОДКБ.
- Что можно сказать о перспективах разрешения карабахской проблемы?
- Что касается карабахского вопроса, то, естественно, он, определённым образом, может быть детонатором многих событий. Однако если рассматривать карабахскую проблему в связке с крымским прецедентом, хочу напомнить, что референдум о независимости в Нагорном Карабахе прошёл на законном основании ещё в 1991 году (за полную независимость от Азербайджана высказались практически все 100% его участников – прим.). Об этом знает мировое сообщество, его результаты, согласно международному праву, должны быть признаны. К сожалению, пока этого нет, поскольку двойные стандарты всегда действовали, действуют и сейчас. Не случайно, что Европа со своей хвалёной «демократией» и «правами человека» закрывает на это глаза.
Все понимают, что если, не дай Бог, в Карабахе снова начнутся боевые действия, они перерастут в региональную войну, которая может принять и более значительные масштабы. При этом возможность применить здесь дорожную карту, аналогичную минским договоренностям, весьма мала. Очень сомневаюсь, чтобы Азербайджан пошёл на это, поскольку у них одна песня на все лады: «отдайте нам наши территории, и всё остальное будем считать решённым вопросом». Мы многократно объясняли, что территории просто так не отдаются, и, если вы хотите какое-либо решение, нужен договор на международно-правовой основе, который будет приемлемым для всех сторон. Но такой подход не интересует Баку.
Так что в карабахском вопросе, к сожалению, перспективы нет. Единственное, что можно предположить – это если минская «тройка» ОБСЕ на самом деле решит предложить конкретный план, и будет принуждение Азербайджана к миру, согласно международному праву.