Армения, Европа и беженцы из Сирии
AnalysisВозникший в Европе миграционный кризис считается самым крупным со времен Второй мировой войны и является одной из узловых тем обсуждения в органах ЕС. Согласно данным за последние месяцы прошлого года, в 2015 году из Сирии и Ирака в Европу прибыли около 1 млн. 200 тыс. беженцев, большую часть которых приняла Германия.
Пример Турции
Именно в основном по инициативе Германии в ЕС был принят принцип о распределении беженцев по обязательным квотам, согласно которому страны ЕС должны были между собой, так сказать, распределить мигрантов, имеющих статус беженца. В общей сложности, речь идет примерно о 160 тыс. лицах. Самую большую часть среди стран ЕС должна была принять Германия – примерно 40 тыс. человек, затем Франция – 30 тыс. человек. В слкучае таких крупных евртопейских стран, как, например, Испания и Польша, речь шла соответственно о 19 тыс. и 12 тыс. беженцев.
Притом, есть страны, которые воспротивились вндрению инициированной Германией вышеуказанной системы и приему беженцев. Речь, в частности, о Чехии, Румынии, Словакии и Венгрии.
В то же время Евросоюз принимает меры, направленные к прекращению или хотя бы снижению притока беженцев из Сирии и Ирака и в этом вопросе рассчитывает на участие других стран. Ярким примером является Турция. Согласно договоренностям, достигнутым между Анкарой и Брюсселем, Турция должна получить от Евросоюза 3 млрд. долларов на размещение беженцев на своей территории и таким образом, недопущение их проникновения в Европу.
Для европейцев важность кризиса в связи с беженцами становится очевидной в том числе и ввиду того, что взамен сдерживания Турцией потока мигрантов Брюссель открывает новые возможности для Анкары в переговорах о членстве Турции в Евросоюзе. Знаковым является то, что, таким образом, ЕС поступает вопреки своим принципам, закрывая глаза на насильственные действия, осуществляемые в отношении курдов на востоке Турции и на регресс демократии в этой стране. Кроме того, как в ноябре заявил премьер-министр Турции Ахмед Давутоглу, ожидается, что в течение ближайших месяцев между Турцией и Евросоюзом будет установлен безвизовый режим.
Армянский вклад
С начала конфликта в Сирии в Армении нашли убежище примерно 17 тыс. граждан Сирии. Это означает, что маленькая Армения приютила и предоставила статус большему количеству беженцев из Сирии, чем, скажем, огромная Польша, которая, как выше было указано, согласно обязательным квотам, должна разместить 12 тыс. беженцев.
Было бы логично ожидать, чтобы руководство Армении попыталось использовать этот существенный факт в этом, дожовльно больном для Европы вопросе. В частности, взамен размещения беженцев и предоставления им статуса можно было получить материальную поддержку и политические дивиденды.
В конечном счете, по европейским меркам, принять 17 тыс. беженцев из Сирии (к тому же – в небольшой стране) – геройство и достойно оценки. Это тем более актуально в тот момент, когда некоторые европейские страны не хотят разделить эту общеевропейскую проблему и поддержка какой-либо страны принимается с благодарностью.
Однако, в отличие от тех стран, которые в процессе разрешения этого кризиса любую свою деятельность пытаются представить как большую помощь и выручить с этого дивиденды, принявшая 16-17 тыс. беженцев Армения ограничивается так называемой «ложной скромностью» и волнующими заявлениями. К таковым можно причислить выступление Сержа Саргсяна на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
«Сегодня мы являемся свидетелями бесчеловечных зверств на Ближнем Востоке. Мы в меру своих сил пытаемся содействовать беженцам, до сих пор Армения приняла более 16 тыс. беженцев из Сирии. По числу принятых беженцев Армения находится на одном из первых мест в Европе», – в частности, заявил Саргсян.
«Мы бескорыстны»
Однако, помимо указанного выступления, Армения не предпринимает практичерских шагов в целях получения поддержки от Запада в плане приема беженцев из Сирии. Не осуществляется медиа-кампания, не инициируются даже переговоры. В результате принимающие решения в Европе почти не осведомлены о том, что Арения с ее скромными и небольшими возможностями приняла почти 17 тыс. беженцев.
Это, конечно, свидетельствует о том, что ответственные за внешнюю политику Армении недостаточно серьезно относятся к важности возникшего в Европе кризиса и его вероятным возможностям для Армении. Кроме того, ответственные за внешнюю политику плохо владеют механизмами осуществления международного лоббинга и «поднятия шума» при помощи СМИ (которые в этом веке очень необходимы).
В результате Армения продолжает оставаться наблюдателем за международными процессами. Хотя как минимум с помощью «карты» с сирийскими беженцами могла бы завоевать местечко в «клубе» стран, принимающих решения.
P.S. Однако, эта бездеятельность внешнеполитического ведомства не только не критикуется, но и поощряется – Эдвард Налбандян недавно был награжден медалью «За заслуги перед отечеством» 1-ой степени.
Ваге Гукасян