Ара Марджанян: нельзя допустить реализации сценария "неизбежной войны"
Interview- Г-н Марджанян, в 2011 году в своем интервью "ГА" вы говорили, что к 2016 году угроза миру со стороны Азербайджана значительно возрастет. Вы считаете, что ваши прогнозы оправдываются?
- 9 февраля нынешнего года в своем ежегодном послании "Оценка мировых угроз" директор национальной разведки США генерал-лейтенант Клеппер отметил, что продолжающаяся милитаризация Азербайджана наряду с ухудшением его экономического положения повышают вероятность эскалации конфликта в 2016 году. Разумеется, меня совершенно не радует, что мои прогнозы 2011 года совпали с оценками генерала Клеппера. Но все же надеюсь, что это несколько отрезвит тех наших политологов, которые на протяжении ряда лет объясняли, да и сегодня продолжают объяснять, напряженность на нашей границе теми или иными календарными событиями, метеорологическими явлениями и прочими факторами, которые трудно воспринимать серьезно.
Необходимо ясно осознавать - и я неоднократно говорил об этом, что стратегическое решение о возобновлении войны Азербайджан принял еще в 1994 году, параллельно с подписанием Бишкекского протокола о прекращении огня и договора, по которому Азербайджану отошло нефтяное поле Азери - Чираг - Гюнешли в северном Каспии. Происходило все это при активном участии США, Турции и при полном попустительстве России 90-х. А в 2005 году в Азербайджане была разработана и принята к реализации государственная комплексная программа милитаризации республики. Ну а конституционный референдум, проведенный в Азербайджане в 2009 году, возвел необходимость возобновления войны в ранг высшего закона, сделав ее имманентной сутью и главным смыслом существования этой страны. Начиная с этого времени реализуется сценарий "неизбежной войны". Можно сказать, что с 2009 года единственным геополитическим смыслом существования государства Азербайджан является возможность возобновления войны в любой желательный момент времени.
- Сложившуюся ситуацию вы назвали сценарием "неизбежной войны". Можно ли противостоять такому развитию событий?
- Такие возможности есть на разных уровнях, их несколько. Не буду останавливаться на очевидных. Например, на высокой боеспособности армянских вооруженных сил, их профессиональной выучке и высокому боевому духу, а также военно-стратегическому сотрудничеству с Россией. Но есть и другие факторы. Например, залп "калибрами" Каспийской флотилии РФ по целям ИГ в Сирии в октябре прошлого года. Я имею в виду не только саму впечатляющую мощь удара и военно-технологический потенциал России. Не менее впечатляющей и, пожалуй, более значимой является дислокация флотилии в момент удара в акватории южного Каспия. Причем через несколько дней после этого Каспийская флотилия Ирана зашла с дружеским визитом в порт Астрахань. Сложно представить более убедительный аргумент, свидетельствующий о том, что после десятилетия невнятных действий Россия и Иран вновь считают Каспий своим внутренним морем. Кстати, в полном соответствии с международным правом. Оккупация Азербайджаном каспийского нефтяного поля АЧГ в 1994 году - это не только вопиющее нарушение международного права. Именно это условие спровоцировало нынешнюю взрывоопасную ситуацию на Южном Кавказе. Думаю, действия Каспийской флотилии подводят черту под сумеречной логикой северо-каспийского "нефтяного гамбита" начала 90-х и исключают возможность повторения подобного в будущем, в рамках "газового эндшпиля".
Другим фактором является заявление директора национальной разведки США, о чем я уже говорил. Характерно, что в "Оценках мировых угроз" 2011 года об Азербайджане и карабахском конфликте вообще ничего не говорилось. В 2012 году впервые появляется крайне примечательная оценка - об этом мы уже говорили в предыдущих интервью. В последующих же оценках директора национальной разведки США регулярно высказывалась озабоченность ситуацией, но риторика была обезличенной. Сейчас же произошло нечто большее. В 2016 году Азербайджан впервые и прямо назван источником угрозы миру.
Тенденция налицо. Кстати, в этом заявлении впервые использовано и словосочетание "собственно Нагорный Карабах", что при вольной интерпретации можно трактовать не только как косвенное признание независимости Арцаха, но и рассмотрение возможного компромисса по урегулированию - с точки зрения США.
Наконец, следует указать и на прорывное решение по иранской ядерной программе. Начавшаяся региональная и международная интеграция Ирана - важнейший фактор укрепления мира и развития в нашем регионе. Сегодня, когда достигнута определенная ясность в этом вопросе, на первый план выходят проблемы, связанные с ядерными устремлениями Турции, а также вопрос о военном ядерном потенциале Израиля.
- В прошлом интервью "ГА" вы сказали, что основная угроза региону и миру связана с Турцией. Как бы вы прокомментировали последующие события?
- Событий, подтверждающих позицию Турции, было достаточно. Это и неоднократные нарушения нашей воздушной границы турецкими ВВС, и сбитый в Сирии российский штурмовик... Именно с Турцией связана угроза развязывания большой войны в регионе, с вовлечением в нее сопредельных стран и даже блока НАТО. Турция ведет войну в Сирии. И это надо понимать ясно. Думаю, стоит напомнить, что еще 7-10 лет назад многие аналитики считали, что это невозможно. Подчеркнем, это не блажь Эрдогана или какое-то новое явление, а логичное продолжение геополитики Турции, которую она проводит в нашем регионе уже более 100 лет. Оккупация и аннексия провинции Хатай Турцией в1939 г., отрезающая Алеппо от средиземноморского побережья, неизбежно должны были закончиться сегодняшней попыткой оккупации Латакии и северных земель Сирии. С той же неизбежностью, с которой, скажем, Мустафа Джемилев, начав с диверсий и энергетической блокады Крыма, пришел к призывам ввести международные санкции против Армении. Тут нечего удивляться - такова геополитическая воля Турции. Турецкий почерк в Арцахе, Армении, Крыму, Дейр-эз-Зоре или Алеппо остается неизменным. Мы имеем дело с коварным противником, крайне последовательным в своих действиях, умеющим планировать их на десятилетия вперед. Чтобы совладать с ситуацией, невозможно обойтись жестами и шараханием из стороны в сторону.
Некоторое время назад в нашем парламенте была мода цитировать Черчилля, причем в довольно надуманных ситуациях. Позволю и себе его процитировать, надеюсь, в более уместном контексте. 23 сентября 1914 года Черчилль, обращаясь к сэру Грею, писал: "Очень прошу вас не отказываться от надежной политики в этом регионе ни во время войны, ни во время мира и не вступать в темные лабиринты турецкого двуличия и интриг. Все, чего я прошу, - это не учитывать больше интересы и вопросы целостности Турции". Думается, таким может быть и наше сегодняшнее послание нашим российским друзьям. А также партнерам в Вашингтоне и Лондоне. Как по поводу денонсации Московского и, надеюсь, Карсского договоров, так и вообще. Замечу, кстати, что ни Московский, ни Карсский договоры не имеют ничего общего с международным правом. Сегодня единственным значимым документом является арбитражное решение президента США Вудро Вильсона.
Но главное, что я хотел бы сказать: несколько десятков термоядерных бомб, находящихся в ведении турецких ВВС, в 90-х годах являлись опасным фактором, во второй половине 2000-х они стали прямой угрозой Армении и всему региону. Эта ситуация совершенно недопустима и требует незамедлительных действий. Договор между Турцией и НАТО по совместному ядерному планированию требует равновесия в рамках Большого договора между Арменией и Россией. Вопрос этот давно назрел и имеет жизненную важность как для Армении, так и России и региона. Промедление недопустимо.
Думаю, тут уместно вспомнить слова известного немецкого политического деятеля Карла Хаусхофера относительно того, что мир находится в состоянии "вспашки", обновляющей старое жизненное пространство и готовящей будущие всходы. Эти слова, сказанные Хаусхофером в середине 30-х годов ХХ века, поразительно точно описывают сегодняшнее состояние дел на огромном пространстве от Магриба до гор Гиндикуша. Взрыхленная "арабской весной" почва на наших глазах дает страшные всходы. Это и так называемое "Исламское государство", и Джабхат ан-Нусра и прочее. Помня о чудовищных последствиях, к которым привели тенденции, о которых говорил Хаусхофер, видя разрушение государств нашего региона и воцаряющийся там хаос, многомиллионные потоки беженцев и страдания народов, нельзя игнорировать это грозное предупреждение. Параллели между третьим рейхом и третьим халифатом в их практической и геополитической реализации в своей идеологической основе слишком прозрачны, а роль Турции и Саудовской Аравии слишком серьезна, чтобы и далее не замечать происходящего.
Пользуясь случаем, мне бы хотелось обратиться к нашим друзьям в Грузии и призвать их прекратить отвратительную возню вокруг церквей Ани. Подлая провокация Берии 1944-46 гг., инспирированная Лондоном и Анкарой, уже стоила многого и нашим республикам, и нашей тогда еще общей родине. Не надо наступать на те же грабли - ни в угоду силам, совершенно не заинтересованным в процветании наших народов, ни в продолжение темных дел личностей, сыгравших драматическую роль в истории. Один из них - платный агент кайзеровского Генштаба, его подпись - от имени РСФСР, стоит в Московском и Карсском договорах. Надо прекратить заигрывание и бесконечные проволочки в реализации совместных проектов. Ведь политика санкций и логика различного рода блокад продолжают действовать. Давайте сосредоточимся на совместных энергетических, транспортных и экономических проектах, укрепляющих мир в нашем регионе и гарантирующих процветание нашим народам. Только так и только вместе мы сможем воспрепятствовать катастрофическому сценарию "неизбежной войны".