Вагаршак Арутюнян: Европе нужна своя модель системы безопасности
Interview- Г-н Арутюнян, ужасающие теракты в брюссельском аэропорту и метро, а до этого не менее страшные теракты в Париже показали: что-то определенно не так с европейской системой безопасности. Европейские спецслужбы не справляются с террористической угрозой. Почему?
- Ради объективности следует отметить, что борьба с терроризмом - задача вообще крайне сложная. Потому что зачастую террористы, как мы это видим на примере Европы, действуют через граждан европейских государств, которые многие годы живут в тех или иных европейских странах. Используя мусульманское происхождение этих людей, террористы задействуют их в террористической деятельности, и учитывая данный фактор, понятно, сколь тяжело приходится спецслужбам. С другой стороны, вы, конечно, правы: то, что сегодня происходит в Европе, показывает, что система европейской безопасности не справляется с существующими угрозами. Даже владея информацией о готовящемся теракте, спецслужбы не способны вскрыть очаги терроризма. Причина, на мой взгляд, во многом в том, что слишком большое внимание уделяется техническим средствам разведки и вскрытия террористических ячеек. А террористы уже давно знают об этих методах, они уже, например, не используют соцсети.
- То есть имеющиеся технические возможности по раннему выявлению готовящегося теракта не показали себя эффективными?
- Совершенно верно. Это может служить дополнительным средством в борьбе с террористической угрозой, но надеяться только на вышеупомянутые возможности нельзя. Идем дальше... Крайне слабая работа ведется спецслужбами среди самих мигрантов. Хотя, опять же, и это должно быть дополнительным подспорьем, но никак не определяющим методом борьбы, который не будет работать, если речь идет о террористах, действующих профессионально и подготовленно. Что касается глобального подхода, то очевидно, что сегодня с терроризмом нужно бороться объединенными усилиями, другого выхода нет. Кроме того, какая бы ни шла работа "по верхам", а борьба с терроризмом требует в первую очередь устранения причин, приводящих к цепочке терактов.
Давайте вспомним, что террористическое движение достигло таких колоссальных масштабов после того, как в Афганистане было создано движение "Талибан", которое США и Пакистан использовали с целью борьбы с советским фактором в Афганистане. Террористы получали серьезную поддержку, включая финансирование, обеспечение вооружением, спецподготовку. То есть государства сами породили страшного джинна и выпустили его из бутылки. Движение "Талибан" переросло в Аль-Каиду - и пошло-поехало...
В качестве идеологической основы террора используется ислам, хотя понятно, что сама по себе эта религия террор не проповедует. Идем еще дальше... К чему привела политика Запада по уничтожению Ирака, Ливии, Сирии? Сегодняшний ИГИЛ - это кто? Ведь это в основном офицеры и военнослужащие иракской армии. Когда Ирак оккупировали, разогнав баасистов и армию, эти люди пошли в ИГИЛ. И это, кстати, профессионалы высокого класса, чем объясняется профессиональный характер действий "Исламского государства" на Ближнем Востоке и вообще террористических организаций. Нужно устранять первопричину, основы терроризма. Нельзя не согласиться с министром иностранных дел России Лавровым, заявившим, что следует прекратить геополитические игры и политику двойных стандартов. Ибо именно в них кроется причина того, что происходит сегодня в Европе.
- Сегодня много говорится о том, что европейская система безопасности нуждается в серьезном реформировании. И Европе лучше бы отказаться от американской модели, которая, как выясняется, себя не оправдывает, и присмотреться к российской. Вы согласны с этим?
- Нет. Американская система безопасности имеет свою специфику, российская - свою. А Европе нужна своя собственная модель, своя система обеспечения безопасности, адекватная сегодняшним вызовам и угрозам. Их, согласитесь, множество. Под угрозой находится вообще целостность Евросоюза. Вынужденно идет закрытие границ, нарушаются основные принципы объединенной Европы. В этом смысле произошедшие теракты достигли колоссальных целей - политических, экономических, морально-психологических, существенно ослабив Европу.
- На чем же должна базироваться европейская система безопасности?
- Опять же в глобальном плане речь идет о необходимости отказа от провальной политики на Ближнем Востоке. Что касается внутренней безопасности, то безусловно, должны быть пересмотрены подходы европейских спецслужб к ее обеспечению. Понятно, европейцы привыкли к совершенно иным реалиям - спокойствию, безмятежности, свободе. Но это время прошло. Поток беженцев в Европу велик, ясно, что среди людей, пересекающих европейские границы под видом беженцев, могут быть террористы - как исполнители, так и организаторы. Европа должна полностью пересмотреть свою концепцию безопасности в новых условиях.
- Так проблема в отсутствии концепции? Давайте вспомним - и о терактах в Париже, и о готовящихся терактах в Брюсселе были предупреждения, и тем не менее спецслужбы не смогли их предотвратить. Ладно бы еще взорвать бомбу на улице - в конце концов, невозможно к каждому прохожему приставить по одному полицейскому. Но суметь устроить взрыв в аэропорту, где действует мощная система проверки, в метро и т.д. - при условии, что, скажем, в Брюсселе была объявлена террористическая угроза третьей степени, это вовсе нонсенс...
- Все перечисленное вами абсолютно справедливо. Действительно, теракт на улице и теракт в аэропорту или любом другом объекте стратегического значения - это совершенно разные вещи. Предварительное изучение теракта в Брюсселе показало, что там и на взлетное поле можно было пройти с бомбой, не говоря уже о том, чтобы пронести ее на территорию аэропорта. И здесь налицо неэффективность деятельности спецслужб, возведенная в квадрат, если учесть объявленную террористическую угрозу третьей степени. В этом состоянии держать аэропорт незащищенным - это говорит о том, что службы, отвечающие за безопасность, как минимум не выполняли своих функциональных обязанностей.
А еще они организационно не готовы к предотвращению терактов. В той же Бельгии действуют порядка 6 различных управлений внутренних дел, работа которых не скоординирована. Организационно им следует пересмотреть и привести структуру безопасности в соответствие с теми угрозами, которые существуют сегодня. Европейцы в этом плане отстают, словно живут еще в той спокойной, благополучной Европе, которая осталась в прошлом. Европейские спецслужбы никак не адаптируются к новой ситуации - концептуально, организационно, в плане исполнения. Чего им не хватает? Ресурсы, в том числе и финансовые, есть, кадры есть. Нет, повторюсь, концепции, отвечающей новым реалиям.
- Мы со своим опытом и со своей выпестованной системой безопасности можем чему-то научить европейцев?
- Уверен, что да. Опыт у нас колоссальный. Мы фактически находимся в состоянии войны с Азербайджаном уже на протяжении 25 с лишним лет. Очевидно, что для нас постоянно актуальна угроза терактов и прочих диверсионных действий со стороны противника. В плане готовности, адекватного реагирования, предотвращения террористической угрозы армянские спецслужбы работают весьма успешно. И на данный момент, с точки зрения организации системы безопасности, мы значительно более подкованы и опытны, нежели, скажем, те же европейцы.
- А наша модель системы безопасности - она наша собственная или мы ее откуда-то извне взяли, адаптировав к своим условиям?
- Модель - наша собственная. И это яркий пример того, что эффективно работают не законы, модели, концепции, скалькированные извне и слепо применяемые в той или стране без учета местных реалий, а те, которые созданы с учетом собственных условий, менталитета, своих сильных и слабых сторон. Думаю, никто не поспорит с тем, что наша армия, силовые структуры, система нацбезопасности, Министерство внутренних дел функционируют эффективно. В условиях перманентно агрессивных действий со стороны Азербайджана мы имеем стабильность, которой лишены многие другие страны, даже не находящиеся в состоянии военного противостояния с агрессивным соседом. Почему нам это удалось? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, кто стоял у истоков создания нашей системы безопасности. Это люди, которые проходили обучение в советских вузах, служили в советской армии, в советских органах безопасности. Да, при создании новой системы безопасности мы руководствовались советской военной наукой. Но с учетом местных условий, новых реалий. И так как шла война с Азербайджаном и угрозы были высоки, действовать нужно было быстро и без права на ошибку.
- Иначе мы проиграли бы войну...
- Конечно. Само время вынуждало находить новые собственные формы, способные нейтрализовать существующие угрозы. Когда сегодня говорят, что армянская армия Третьей Республики была создана по советскому образцу, это не соответствует действительности. Она не могла быть таковой, потому что у нас не было ни того ресурса, ни того вооружения. И плюс ко всему у нас - специфические горные условия. То же самое касается и системы внутренних дел. Министерство внутренних дел, система нацбезопасности работали в условиях войны. И нужно было адаптироваться к новым условиям с учетом имеющихся кадров, ресурсов, финансовых возможностей.
Структуры, отвечающие за безопасность, сумели решить эту задачу. Другие же структуры этого не смогли сделать. Поэтому в других сферах мы не имеем того успеха. Потому что брали западные модели и слепо применяли их. Ну не будет работать западная модель экономики в Армении - не будет! Так как армянская экономика была больше под контролем внешних сил (МВФ, Всемирный банк и т.д.), навязывающих свои правила игры, сегодня мы имеем то, что имеем. Поэтому для Европы сегодня очень важно выработать свою модель безопасности - в соответствии со своими угрозами. Для США - это одни угрозы, для России - другие. Европейцам же надо противостоять своим угрозам.
Многое зависит от того, как европейские структуры, сами государства отреагируют на ситуацию, которая очень быстро меняется и в геополитическом плане, и в плане возникающих новых угроз. Сегодня факторов, связывающих Европу и Россию, немало - у них много общих интересов, как экономических, так и в плане обеспечения безопасности. Но если Европа продолжит игнорировать свои интересы, идя на поводу у интересов США, ее ждет весьма негативный сценарий. Если же она взглянет в лицо реалиям, оценит свои ошибки, изменит политику, сценарий может быть более позитивным. США защищены океаном, с точки зрения военной безопасности им никаких угроз обычными вооружениями нет. Ни одно государство или группа государств сегодня не в состоянии создать ту группировку, которая несла бы в себе военную угрозу Америке.
- Единственная угроза для США - это ядерный потенциал России, надо полагать?
- Да, но Россия его не применит, если США не будут ей угрожать. А они угрожать не будут, предпочитая действовать через Европу, через такие страны, как Украина, находящиеся в непосредственной близости к России. США выгодно нагнетать обстановку, используя отдельные государства как средство давления на Россию - с тем чтобы Россия ввязалась в гонку вооружений. Что означает колоссальную трату ресурсов. Идет борьба за истощение экономического потенциала России. Но Россия это понимает и на провокации не идет. Европе тоже надо определиться со своими интересами - именно со своими, а не теми, которые ей навязываются извне...