«Да, вам дали обещание, Азербайджан нарушил это обещание, и использовал оружие против вас»: Станислав Тарасов
Interview«Россия может прекратить продажу оружия Азербайджану, и пересмотреть свою политику на Южном Кавказе, если Армения предъявит ультиматум России, что выйдет из ОДКБ»,- считает российский политолог, эксперт по вопросам Ближнего Востока и Кавказа Станислав Тарасов.
Тарасов в беседе с Первым Информационным отметил, что Азербайджан фактически нарушил тайное российско-азербайджанское соглашение, применив российские виды оружия против армянской стороны. По его мнению, Москва, которая работает в двух направлениях, пытаясь сохранить равновесие между Азербайджаном и Арменией, уже исчерпала ресурсы своей политики, и вынуждена изменить ее, иначе потеряет все.
Тарасов уверен, что новую войну в Нагорном Карабахе спровоцировала Турция, которая, проиграв в Сирии, «мстит России, посредством Азербайджана».
«По расчетам Анкары, инициирование вооруженного конфликта, рано или поздно, через 2, 3, или 5 дней должно было сделать Россию конфликтующей стороной, и ясно, что Россия встала бы на сторону Армении, поскольку Армения является членом ЕАЭС И ОДКБ, в свою очередь Турция, которая является стратегическим партнером Азербайджана, заявила бы, что она сторонник Азербайджана, и приступила бы к практическим шагам. После этого Азербайджан вместе с Турцией заявили бы, что Минская группа в нынешнем составе неэффективна, поскольку Россия является одной из конфликтующих сторон, следовательно, либо Россия и Турция должны объединиться, и решить проблему, либо Россия должна выйти из состава сопредседателей Минской группы. Это означало бы, что Минская группа разваливается, и не случайно, накануне конфликта Азербайджан совершил нападки на Минскую группу, обвинив ее в том, что она не урегулирует конфликт по его сценарию».
«В этой сложной ситуации Россия,- говорит Тарасов,- понимая, что Армения ждет решительной помощи, смогла сохранить равновесие, и не случайно, Медведев сначала приехал в Ереван, потом поехал в Баку, Путин посредством своего пресс-секретаря призывал прекратить военные действия, к делу приступили министр иностранных дел и министр обороны России». Эксперт уверен, что именно это, в конечном результате, позволило достичь установления хрупкого мира. «Главным результатом стало то, что Турция не смогла вступить на Кавказ»,- заключил Станислав Тарасов, добавив, что Азербайджан не достиг никаких результатов, поскольку соотношение сил не изменилось на первой линии, а Минская группа продолжает работать.
– Господин Тарасов, а почему вдруг на повестку дня вернулся и начал активно обсуждаться вопрос размещения миротворческих войск в Нагорном Карабахе? Не думаете ли Вы, что под этим скрывается намерение России ввести войска в Нагорный Карабах?
– Смотрите. Если бы Ереван признал независимость Нагорного Карабаха, вы могли бы подписать прямой договор со Степанакертом, и разместить миротворцев. Проблема в том, что в формате Минской группы мы не имеем права односторонне разместить каких-то миротворцев в зоне конфликта. Мы остаемся в формате Минской группы. Любое решение сопредседатели принимают совместно. Хорошо, предположим, мы хотим войти в Карабах, но это означает, что мы хотим развалить Минскую группу. Но мы делаем все возможное, чтобы не пустить турок в Минскую группу. Турки и азербайджанцы хотят развалить Минскую группу, а не Россия. Значит, мы с турками и азербайджанцами? Но ведь это не так.
– Очень хорошо, я не отрицаю, что здесь действительно есть турецкий фактор, но с тем же успехом мы можем сказать, что Россия тоже не играет конструктивной роли, поскольку продает оружие Азербайджану.
– Это уже другой вопрос. Я согласен, что российская сторона допустила ошибку, когда Рогозин появился в Баку. Рогозин отправился в Баку тогда, когда Азербайджан провокационным образом нарушил закрытое соглашение, и применил отдельные виды российского оружия против армянской стороны.
– Россия заявляла, что это только бизнес. Но сейчас, когда Азербайджан применяет это оружие против армянской стороны, вы не согласны с тем, что это уже не только бизнес, но и политика?
– Это провокация. Они нарушили закрытое соглашение, предав нас, поставив под угрозу Москву.
– Теперь Рогозин заявляет, что Россия продолжит продавать оружие Азербайджану. Это – конструктивная позиция? Вы говорите о посредничестве России. Как может государство быть посредником, и в то же время, поставлять оружие той стороне конфликта, которая сегодня начала новую войну?
– Я говорю именно об этом, это – второй удар, который нанес Алиев, а первый удар нанес Эрдоган, сбив российский самолет. Алиев нарушил секретное соглашение, Москва предпочитает не говорить об этом. А сейчас армяне говорят, что у них есть доказательства того, что проданное со стороны России оружие применялось против армянской стороны. Но в то же время нужно отметить, что официально заявлялось, что это оружие было предусмотрено для борьбы с группировкой «Исламское государство», поскольку была опасность того что террористы могли проникнуть в Азербайджан через территорию Ирана. По сути, договоры с Азербайджаном заключались под этим предлогом, но мы снова говорим, что морально не поддерживаем эти действия.
– Мы имеем то, что имеем. Факт в том, что в Армении постепенно растет недовольство в отношении этой политики России не только на общественном, но и на государственном уровне.
– Это очень правильное замечание. Проблема в том, что переговоры по Карабахскому вопросу закрытые, мы не знаем подробностей – что именно сказал Уорлик или кто-то другой. Они проводят закрытые обсуждения, решая судьбы народов. Так нельзя.
Во-вторых, поставки оружия, подписание договоров носит секретный характер. Армения заявила о применении российского оружия на карабахском фронте. Президент Армении открытым текстом сказал об этом. Это мнение можно опровергнуть только посредством открытия секретных протоколов. Поэтому Рогозин и помчался в Баку. Да, вам дали обещание, это обещание было нарушено, и оружие было использовано против вас.
– А критика Еревана может заставить Москву в какой-то мере пересмотреть свою политику и подходы в отношении Азербайджана?
– Конечно.
– Вы считаете это реалистичным?
– Если руководство Армении предъявит ультиматум России, что мы выйдем из ОДКБ, поскольку вы продаете оружие Азербайджану, интересно, что сделает Москва.
– Вообще, Вы не думаете, что отношения Армении и России могут качественно измениться? Обстоятельство продажи оружия Азербайджану может поставить под угрозу армяно-российские дружественные отношения?
– Мы должны понимать одну простую вещь: Москва работает сразу в двух направлениях, я не отрицаю, что многое ей не удается. Когда говорит Ереван, то его национальные интересы понятны: «Ты – мой стратегический союзник, и должен быть со мной». Когда Азербайджан заявляет, что мы являемся стратегическими союзниками, хотя на самом деле это не так, это тоже понятно. Но они все играют в одну и ту же игру, понимаете? А Москва вынуждена играть в двойную игру. Сегодня ресурсы этой политики исчерпали себя, и Москва вынуждена изменить свою политику, иначе потеряет все.