Армения и Россия: выйти из цугцванга
AnalysisОчередная акция протеста у здания посольства РФ в Ереване анонсирована на 19 апреля. Повод – приговор, вынесенный в Москве известному предпринимателю и благотворителю Левону Айрапетяну. Это будет уже третьим подобного рода мероприятием у российского диппредставительства за последние десять дней. Во время одного из них в сторону посольства полетели яйца и монеты: так протестующие выразили свое возмущение продажей российского оружия Азербайджану.
Очевидно, что силы, недовольные внешнеполитическим вектором Армении, будут поддерживать градус антироссийских настроений, тем более, что им в этом активно помогают некоторые чиновники, политики, политологи и общественные деятели в самой России. Создается стойкое впечатление, что цели у армянских "западников" и российских "государственников" идентичны: если не ликвидировать, то, по крайней мере, максимально ослабить присутствие России в Армении. И те и другие играют на обострение, подливая масло в огонь провокационной риторикой. К счастью, руководство двух государств не втягивается в эти "словесные перестрелки", соблюдая правила приличия.
Публичные заявления вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина о намерении Москвы продолжить поставки вооружений Азербайджану, сделанные в дни острейшей эскалации карабахского конфликта, бойкот Казахстаном ереванского заседания глав правительств ЕАЭС, странное поведение еще одного партнера по ОДКБ – Белоруссии, президент которой решил поучаствовать в саммите Организации исламского сотрудничества в Стамбуле – мероприятии не только анмтиармянском, но и антироссийском, выявили серьезные проблемы на пути к евразийской интеграции.
Естественно, что сложившимся негативным фоном должны были воспользоваться противники российско-армянского взаимодействия. На волне накала страстей звучат идеи изоляционизма, отказа от военно-политического сотрудничества, выхода из интеграционных проектов. При этом полностью игнорируются вопросы безопасности, в частности, абсолютно реальная для страны турецкая угроза.
В массы вбрасываются концепции, допускающие возможность полного обеспечения безопасности страны в агрессивно-вражеском окружении собственными силами без внешней поддержки. Для подтверждения этих концепций произносятся эффектные крылатые выражения, например: "У Англии нет вечных союзников и постоянных врагов — вечны и постоянны ее интересы", или "У России есть только два союзника: ее армия и флот". При этом не указывается маленькая деталь – эти исторические фразы датируются периодом максимального могущества двух упоминаемых держав и использовать их в другой стране, в локальном регионе и в иной исторической эпохе нужно как минимум осторожно.
Тем не менее, как бы ни складывалась текущая внешнеполитическая повестка, какие бы тактические задачи не решали те или иные страны или их действующие власти, Армения и Россия в долгосрочной перспективе обречены на стратегическое союзничество, имея в регионе взаимовыгодные интересы. Интересы эти, в первую очередь, касаются вопросов обороны и безопасности: Россия защищает границы Армении с юга, удерживая Турцию от любого вмешательства и позволяя армянской стороне сконцентрироваться на карабахском направлении, и, одновременно, обеспечивает собственное военно-политическое присутствие в этом важнейшем регионе и безопасность своих южных рубежей. Альтернативы такому формату взаимодействия нет, и в обозримой перспективе не будет.
Сейчас сторонам нужно побыстрее выходить из состояния цугцванга и искать решения накопившихся вопросов, выработать механизмы быстрого реагирования на кризисные ситуации, если понадобится, внести корректировки в двусторонних отношениях с учетом современных политических реалий. Если, конечно, Ереван и Москва настроены на сохранение союзнических отношений, и у них нет других планов и соображений на этот счет.
Важнейший вопрос – информационное сопровождение двустороннего сотрудничества… Россия слабо представлена на армянском медиапространстве, его прочно заняли геополитические соперники Москвы. Они работают активно, агрессивно, терпеливо и последовательно, уже участвуя в формировании общественного мнения. Российская сторона своей феноменальной пассивностью оказывает им неоценимую услугу, а высокомерные и провокационные рассуждения, звучащие пока лишь на экспертом уровне, с каждым днем закрепляют их успех. Перепрограммирование армянского общества на оголтелую русофобию по примеру Грузии и Украины – задача тяжелая, но упорная работа может принести определенные плоды. Главное - остановить этот процесс до того, как он достигнет критического уровня.