«Трио имени Хачатуряна» готовится к масштабному турне
CultureКультовый ансамбль «Трио имени Хачатуряна» в этом музыкальном сезоне празднует свой двадцатилетний юбилей. Празднования музыканты собираются начать с масштабного тура по России и Прибалтике, которое будет длиться со 2-го по 27-ое февраля и представит жителям более 15-и городов тщательно выбранный юбилейный репертуар.
Лауреат многочисленных международных конкурсов, выпускник Московской Государственной Консерватории, скрипач «Трио имени Хачатуряна» Карен Шахгалдян поделился новостями о предстоящем туре, который, по его признанию, будет самым длительным в истории ансамбля. Именно об этом был наш «классический» диалог.
- Вы не раз упомянули, что предстоящее турне исключительно по своим масштабам. Кому из наших читателей предоставится возможность присутствовать на концертах? Сколько концертов предстоит сыграть?
- Турне получилось гигантским, честно говоря. В этом концертном сезоне нашему трио исполняется двадцать лет, но такого длительного турне у нас, наверное, еще не было. Будет 17 концертов за месяц. Это концерты по России и в Прибалтике: все три прибалтийские страны — Эстония, Литва и Латвия. Будем в крупных Уральских городах, в Екатеринбурге, где одна из лучших в России филармоний. Посетим Челябинск, Тюмень, Пермь, то есть все культурные очаги региона. Будут Мурманск, Петрозаводск, концерт в Москве.
Тур большой, везде очень разнообразные программы. И с оркестром выступления будут и концерты нашего трио, так что есть к чему стремиться, есть к чему готовиться.
Я очень рад, что наш давний уже партнер Константин Ишханов, с которым мы сотрудничаем уже много лет и в разных странах, на разных площадках, по разным темам, в этом турне нам очень помогает, поддерживает наши концерты. Также значительную часть в организации приняло на себя Министерство образования, науки, культуры и спорта РА, а также наш посол в балтийских странах Тигран Мкртчян. Без них это все, конечно, не состоялось бы.
- Для многих музыкантов долгие турне связаны с большой ментальной и физической нагрузкой. Как ваш организм реагирует на длительное отсутствие из дома и постоянные переезды?
- Есть знаменитый ответ Ростроповича на вопрос такого же типа. Его однажды спросили, как на него влияют переезды, всякие гастроли. А он говорит: «Смотрите, я очень люблю путешествовать, ездить по разным странам и благодаря моей профессии я могу это делать. Я также очень люблю встречать новых людей, общаться с ними и благодаря моей профессии я играю мою любимую музыку на разных сценах, с разными оркестрами, в разных залах, для разной публики, встречаю потрясающие новые кухни и так далее. И еще мне за это платят деньги. В чем же, по вашему, минус ситуации?»
Вот и я с ним, честно говоря, соглашусь. На мой субъективный взгляд, это лучшая профессия на свете, поэтому я бы ни на что это не променял. Конечно есть некоторые трудности связанные с семьей, так как папа уезжает на месяц и его нет, но с другой стороны мои дети очень хорошо разбираются в географии. И подарки, естественно, обязан приводить с каждых гастролей. Везде есть свои хорошие стороны.
- В разных кругах деятельности сложился такой миф, что армянам очень трудно работать в команде: каждый лидер и каждый пытается везде демонстрировать свои сильные стороны. В чем секрет успеха и слаженности «Трио имени Хачатуряна» вот уже двадцать лет?
- Думаю это скорее не миф, а правда. В этом есть и плюсы, потому что благодаря этому наш народ выжил и продолжает выживать только за счет собственных ресурсов. Собственно говоря, единственное богатство, что у нас есть, это наш талант. Всегда так и было. Если мы еще научимся наш талант индивидуальный складывать в общую копилку, то, мягко говоря, все будет хорошо.
Нам, я думаю, помогает то, что нас трое. В этом плане, почему квартет высшая степень камерного музицирования и, одновременно, самая сложная? Потому что четность и кратность количества музыкантов в ансамбле предполагает творческие споры, в хорошем смысле, которые в итоге должны приводить к решению. Когда людей четверо, это труднее. Когда трое, всегда есть возможность быстрого консенсуса. Потом, у нас в ансамбле есть женщина, что всегда позволяет в трудных ситуациях полагаться на ее решительность.
Самое главное то, что мы играем вместе не для того, чтобы доказать какие-то свои убеждения или свои превосходства. Точно нет. Мы собрались вместе, чтобы играть музыку, потому что мы ее очень любим. A репертуар именно камерной музыки и трио он потрясающий по своему качеству.
- А какие произведения будут представлены в этом турне? Есть отдельные произведения, которые Вы особенно хотите представить?
- Мы втроем всегда очень тщательно выбираем репертуар и долго ищем, что мы будем играть на каждом концерте. В этом туре будет довольно большой репертуарный багаж. Начнем со знаковых произведений. Будут фа-минорное трио Дворжака, Элегическое трио Рахманинова, пьесы Хачатуряна (переложения его самых известных произведений, которые для нас специально и по нашему запросу были сделаны), пьесы Комитаса, мальтийского композитора Алексея Шора, которого мы также давно играем и с которым мы сотрудничаем. Будет французская часть программы — трио Дебюсси и Равеля, с которого мы начали свою деятельность, трио А. Бабаджаняна, которое мы стараемся играть при каждом удобном случае, потому что это безусловная жемчужина камерного жанра, и она недостаточно известна на западе.
Вот, опять-таки, к вопросу о командной работе, мы очень плохо пиарим свои достижения и сильные стороны. Если мы об этом рассказываем, то в основном это происходит в Армянском обществе, для своих же, и это остается внутри. В этом смысле, если чуть-чуть в сторону отойти, я очень рад успехам Сергея Смбатяна и Государственного симфонического оркестра, который в своем недавнем европейском туре исполнял Вторую симфонию Тер-Тадевосяна. Это очень крутое решение и, безусловно, непростое, но я рад что они это сделали. Мы стараемся в нашу очередь, с нашими масштабами делать то же самое.
- Мы дошли до темы армянских музыкантов, которые, как многие говорят, в том числе Константин Ишханов, которого Вы упомянули выше, являются послами армянской классической музыки и армянской культуры за рубежом. Что делается в стране, чтобы у них была возможность встать на путь популяризации армянской культуры своей деятельностью?
- В прошлом году, например, мы с Константином делали один проект, который, к сожалению, остался не очень замеченным и мне по этому поводу очень жаль. Он состоял из двух отборов для студентов консерватории, учеников и всех действующих музыкантов. Один отбор был для пианистов на конкурс в Гамбурге, а другой для струнников на конкурс в Вене. Был объявлен отбор на участие в конкурсе специально только для армянских музыкантов, по итогам которого лучшие участники этого отбора получали возможность абсолютно бесплатно поехать для участия на конкурсе и мастер-классах. Оплачивались полностью дорога, проживание и участие. Практически, получалась туристическая поездка. Нужно было прийти, сыграть программу на пятнадцать минут и можно было ехать.
Нам нужно серьезно задуматься о нашем уровне образования, чтобы у нас было больше ребят, способных к конкуренции и готовых концертировать, потому что возможности есть. Такие люди, как Константин, создают эту возможность. Если бы я был на двадцать лет моложе, я бы побежал пешком, чтобы только получить такую возможность.
Нам надо очень пристальное внимание обращать на образование, на систему образования, на ее качество. Возможностей очень много и такие возможности, что предоставляются Константином, уникальны. У его организации очень большая сеть проектов, но нигде в мире кроме нашей страны таких возможностей не предоставлялось. Это было сделано именно для Армении благодаря нашим связям и его отношению к Армении. И очень жалко, что это не было использовано в полной мере, в которой должно было.
Автор: Анна Даниелян