Life: Внезапный поворот: почему ЕСПЧ вписался за Навального
PoliticsИногда Европа показывает чудеса по скорости принятия решений и исполнения задуманного. Нет, речь идёт не о вакцинации, которую мадам фон дер Ляйен, забрав на себя все рычаги управления и торговли вакцинами на весь ЕС, провалила полностью. Речь идёт о том, что ЕСПЧ буквально за один день моментально вынес своё решение по Навальному, пишет для Life журналист Игорь Мальцев о том, почему ЕСПЧ так неожиданно быстро отреагировал на арест оппозиционера.
«Нет, я, конечно, понимаю, что Навальный для простого фрица (кстати, в Германии не говорят фриц в смысле рядовой немец, они говорят микаэль), стало быть, для них обоих (и фрица, и микаэля) гораздо важнее собственного здоровья. И даже здоровья бабушки — старой нацистки. Вот он спит и видит не страшный коронавирус, которым его потчуют день и ночь газеты, он видит во сне, как страдает миллионер-блогер Навальный. Так страдает, что на суде чуть ли не по матушке посылает и судью, и прокурора, то есть ведёт себя так, как не позволит себе вести самый отмороженный вор в законе.
Но люди, которых ни один европеец себе в начальники не выбирал, очень переживают за Анатолия Алексеевича. Брюссельская капуста с пивом встаёт поперёк горла — как переживают. И за один короткий световой февральский день суд в трёх тысячах километрах от московского суда решает: «Навального срочно освободить, отпустить». Разве что не наградить.
Этому предшествовала, как водится, пропагандистская кампания — когда в том числе и немецкий адвокат Навального выступил с надеждой, что Совет Европы вынесет арест его клиента на повестку дня заседания Комитета министров. Он даже обратился к властям ФРГ с просьбой начать разбирательство в отношении России в соответствии со статьёй 46 Европейской конвенции по правам человека.
Беда сытого европейского и очень дорогого адвоката Навального в том, что он даже не слышал, что в России приняли новую редакцию конституции, где чёрным по белому написано о приоритете национального права перед международным (это просто в качестве красноречивой детали). От сотрудничества с ЕСПЧ Россия и не думала отказываться.
Просто все немного обалдели, когда от ЕСПЧ пришло указание «Срочно освободить».
Погодите, а как вы себе это представляете, наши молниеносные? Вот тут, между прочим, идёт суд, уже второй. По первому арестованный едет гарантированно на зону за многочисленные нарушения условий прохождения условного наказания. Которых у него — единственного в стране — сразу два. Чего обычным людям, один раз оступившимся, просто не светит никогда, потому что такой нормы в УК РФ нет. В том-то и смысл условного наказания, что за повторное нарушение во время прохождения условного гарантированно светит реальное тюремное заключение. Но Родина-мать удивительно добра к Навальному. Этого не понимают всего два человека — сам Навальный и глава ЕСПЧ. Что ж, бывает. Иногда и камни плачут.
Нам всё равно не очень понятно, как они видят освобождение Навального здесь и сейчас. Тут идёт процесс, сидят прокуроры, судьи, охрана, вокруг суда — всё по плану, пенитенциарная система чистит пёрышки, чтобы ненароком Навального не обидеть ничем. И тут нам говорят, что всё закончилось и Лёша идёт домой, ни с кем не попрощавшись. Удивительные фантазии. Прям какое-то хождение по воде аки посуху. И что, даже не поцелует на прощание? А Rolls-Royce Phantom к крыльцу не подогнать? Нет?
Бог с ним, с блогером. Но просто интересно: в других случаях ЕСПЧ работает на самом деле годами, десятилетиями? Разбирает каждую бумажку, взвешивает каждый грамм доказательств? Кстати, именно поэтому Россия всегда платит по судам, проигранным в ЕСПЧ, если какие граждане России чувствуют, что их права нарушены.
Но не всем так везёт. Когда к русскоязычным латвийским журналистам, в том числе сотрудничающим с порталами Baltnews и «Sputnik Латвия», приходят с пятичасовым обыском и выносят обвинения, ЕСПЧ молчит как рыба. Когда даже Конституционный суд Армении выносит вердикт, что арест экс-президента страны Кочаряна незаконен, никаким ЕСПЧ там и не пахло — его всё равно потащили уже второй раз под арест. Где знаменитая оперативность ЕСПЧ, которая уникально проявилась только в уникальном случае с уникальным гражданином РФ с двумя условными сроками параллельно? Арест журналиста РИА «Новости» Вышинского на Украине тоже остался в тени внимания Брюсселя — как будто ничего не было и это не расправа со свободой прессы и свободой голоса. Потому что свобода голоса может быть только у Алексея Анатольевича. Почему? Не спрашивайте — распространяйте. Потому что уникальный гражданин», - пишет Игорь Мальцев.