Эльда Грин: "Перебор отрицательной информации опасен для психики"
Интервью- Эльда Ашотовна, структура массовой коммуникации сегодня просто напичкана негативной информацией, уже ставшей неотъемлемой частью жизни среднестатистического человека - потребителя этой самой информации, которого не просто заваливают новостями о стихийных бедствиях, катастрофах, терактах, трагедиях, убийствах и т.д., а преимущественно только ими и заваливают. Какое воздействие это оказывает?
- Вы правы. Массовая информация нынче действительно заточена на негативизме в степени, превосходящей все мыслимые и немыслимые пределы. Складывается впечатление, будто СМИ с гораздо большим "удовольствием" сообщают о трагедиях, чем о чем-то приятном, положительном, оптимистичном. И это, безусловно, действует на сознание людей. Конкретно нам, гражданам Армении, очень не хватает позитивной, обнадеживающей информации. По роду деятельности я много встречаюсь с людьми разных социальных слоев, разных возрастов. И, как правило, все говорят одно и то же: страна пустеет, нет веры в будущее, нет ощущения стабильности. Подобные настроения не могут обернуться ничем хорошим - ни для нации в целом, ни для каждого, отдельно взятого человека. Вообще же постоянная подача негативной информации (катастроф, трагедий, демонстрация фотографий погибших людей, жертв крушений и т.д.) может иметь разрушительное воздействие на психику человека. На самом деле, речь здесь идет уже не об информации, а о спекуляции на человеческой трагедии, на человеческом горе. Мы плачем, когда смотрим подобные кадры. Сопереживание естественно для любого нормального человека. Но бесконечное копание, бесконечное повторение такой информации разрушительно для ее пользователя как на сознательном, так и на бессознательном уровне.
- Что значит разрушительно? В чем это может выразиться?
- У человека вдруг может наступить резкий упадок сил, настроения, он перестанет верить в себя, в будущее, даже не осознавая, в чем, собственно, причина. Если хотя бы негативная информация, подаваемая СМИ, особенно телевидением, реально уравновешивалась позитивом, тогда все было бы не так печально. Но ведь о плохом говорят значительно больше, нежели о хорошем, хотя и хорошего в жизни немало. Однако акцент ставится на негативе. Тем самым обесценивается человеческая жизнь, развиваются различные фобии, появляется вечный страх - как бы чего не вышло. И это вовсе не тот страх, который заставляет человека быть осторожнее, осмотрительнее, осознаннее в отношении возможной опасности. Это страх перед жизнью. Ведь то, что он видит ежедневно на экране, свидетельствует: в любую минуту может случиться что-то страшное. Бесконечное нагнетание отрицательной информации, энергии негативно действует и на мысли, и на деятельность человека, и, конечно, на его здоровье.
- Не делает ли страх, о котором вы говорите, человека более управляемым? И ведь есть такое понятие - катастрофичное сознание...
- В определенной степени страх, безусловно, делает человека управляемым. Запугивание - средство манипуляции. Катастрофичное сознание предполагает, что ты все видишь в негативном свете. Даже позитив воспринимается с настороженностью - что-то здесь не так, есть какой-то подвох. В конечном итоге подобное искаженное восприятие отражается на всем, что человек делает, на всей его жизни.
- Вы сказали о сопереживании, но ничего не сказали о привыкании. В конце концов, мы начинаем в определенной степени привыкать к потокам негативной информации и уже не так остро воспринимаем ужасающие кадры катастроф, смертей, трагедий... Срабатывает защитный механизм?
- Срабатывает. К тому же мы более спокойно воспринимаем негатив, потому что мы его ждем. Мы включаем новости уже готовые к тому, что сейчас будет много отрицательной информации. И готовы это принять как само собой разумеющееся. Где-то война, где-то произошли теракт, авиакатастрофа, бомбежка и т.д. Сначала ужасаемся, возмущаемся, удивляемся, плачем, потом постепенно в определенной степени привыкаем. Человек - адаптивное существо. И, когда его постоянно и целенаправленно подготавливают к худшему, он адаптируется к такому восприятию. Между тем перебор отрицательной информации опасен чрезвычайно. Жизнь и так достаточно трудна, а человек склонен все воспринимать на фоне своей каждодневной жизни. И, когда отрицательное нагнетается без меры, это пагубно для психики. СМИ должны крайне взвешенно, осторожно, осознанно подавать негативную информацию, в полной мере уравновешивая ее положительной. Ну в идеале так должно быть...
- Стало ли больше психических заболеваний, неврозов?
- Неврозы нынче стали просто обычным явлением. В Армении выросло число людей, страдающих различными фобиями. Мне приходится сталкиваться с этим постоянно, причем даже в студенческой молодежной среде. У молодых сегодня страх перед будущим. Многие студенты подходят ко мне и прямо спрашивают, будет ли война и что я думаю по этому поводу. Как судебный эксперт-психолог могу констатировать, что случаев, когда человек считается абсолютно вменяемым, но при этом имеет психические отклонения, стало значительно больше. То есть эти люди считаются нормальными, работают, нигде не состоят на учете, но с ними далеко не все ладно.
- Как вы думаете, в какой степени негативное информационное воздействие влияет на поведение человека в реальной жизни?
- Воздействие колоссальное. Ко мне приводят детей с теми или иными проблемами. Когда им предлагаешь что-то нарисовать, они рисуют страшилищ, людей с клыками, монстров, чудовищ. И это следствие прямого воздействия сегодняшних мультов, которые они смотрят. Если с детства они воспитываются в таком духе, что же станет с этими детьми, когда они вырастут? Семья, школа, СМИ - все должны осознавать, сколь опасные последствия может иметь подобная неконтролируемая подача негативной информации для детской психики. Но осознается ли это? На мой взгляд, все-таки необходима определенная, условно говоря, цензура - подача информации на сегодняшний день стала абсолютно неконтролируемой, в том числе и для детей. А потом мы жалуемся, что нынешние дети агрессивные. С чего же им не быть агрессивными, если, включив телевизор средь бела дня, они могут увидеть стрельбу, кадры теракта, трупы, сцены насилия, ролики, демонстрирующие ужасающие сцены публичной казни террористами заложников?! Такое, знаете ли, не проходит бесследно для психики взрослого человека. Что уж говорить о детской?!
Зара ГEВОРКЯН