Покоряющее искусство скрипача
КультураВ октябре Армения прощалась с выдающимся скрипачом, народным артистом РА Жаном ТЕР-МЕРКЕРЯНОМ. О блестящем исполнительском искусстве Жана в разные годы жизни писали многие деятели искусства Армении, Франции и других стран. Особую ценность представляют статьи его коллеги, замечательной скрипачки Анаит ЦИЦИКЯН, которая долгие годы была нашим автором. Ее записки интересны тем, что написаны мастером о мастере и опубликованы в газетах разных лет.
Искусство мастера, творца всегда вызывает размышления, тем более глубокие, чем сильнее и своеобразнее его дарование. Оно не оставляет равнодушным, оно захватывает, покоряет. Таким мне представляется искусство скрипача Жана Тер-Меркеряна.
КОГДА ВЫ СЛЫШИТЕ, КАК ЛЕГКО И ПРОСТО РАСКРЫВАЕТ ТЕР-МЕРКЕРЯН декламационную и пластическую полифоническую структуру баховского мелоса, с каким мастерством, исполняя скрипичную миниатюру, запечатлевает яркие, солнечные краски или едва уловимые тени и настроения, с какой технической свободой оживляет страницы больших концертных полотен, написанных рукой виртуозов прошлого, невольно на память приходят слова Г.Берлиоза: "Скрипка способна к множеству явно противоположных оттенков экспрессии. Она обладает силой, легкостью и грацией, передает мрачное и радостное настроение, мысль и страсть. Надо только уметь заставить ее говорить".
Умение заставить скрипку говорить, способность выразительной речи и составляет сущность мастерства Тер-Меркеряна. Палитра его звуковых красок, динамических и штриховых средств выдержана в благородной и строгой тональности, интонационная сторона его исполнения безупречна. Все эти элементы замечательного сплава определили творческий облик музыканта и дали возможность в каждом случае наиболее полно раскрыть подлинный смысл исполняемого произведения, наиболее верно передать дух эпохи, времени, когда создавалось то или иное творение мировой сокровищницы музыкального искусства.
Особенно ценно то, что мастерство Тер-Меркеряна, великолепное владение инструментом еще больше подчеркивают самобытность его дарования, индивидуальный почерк его исполнительства. Не случайно выдающийся скрипач Генрих Шеринг, приехав в 1961 г. на концерты, сказал: "Я с удовольствием выступаю в Москве не только потому, что Москва - столица России, но и потому, что она является родиной всемирно известной школы, воспитавшей три поколения музыкантов – Я.Хейфеца, М.Эльмана, Д.Ойстраха, Л.Когана, Н.Бейлину, Ж.Тер-Меркеряна, - продолжающих изумлять мир своим искусством…"
Когда много лет назад Ереванскую консерваторию посетили туристы из-за рубежа, их внимание привлекли звуки скрипки, доносящиеся из одного из классов. Каково же было удивление гостей, когда, приоткрыв дверь, они увидели совсем еще юного паренька, который не только превосходно играл на скрипке, но и свободно изъяснялся по-французски. Туристы закидали его многочисленными вопросами, на которые мальчик охотно отвечал. А интересоваться было чем.
БИОГРАФИЯ У ЖАНА БЫЛА КОРОТКА, НО ЧРЕЗВЫЧАЙНО ИНТЕРЕСНА. Родился он в 1936 году в шумном портовом городе Франции – в Марселе. Еще в детстве он полюбил грустные армянские напевы, которые часто наигрывал ему отец-музыкант, чья участь была так похожа на участь других беженцев-армян, заброшенных в далекие от родины края. Возможно, именно эти мелодии и пробудили в нем раннее увлечение музыкой.
Первые уроки игры на скрипке Жан получил у Габриэля Рея в 6 лет. Много интересного и полезного приносили также частые посещения концертов известных музыкантов. Из них наиболее ярким, неизгладимым остался в памяти концерт Жака Тибо. На этом концерте, среди многочисленного хора восторженной публики, кричавшей браво выдающемуся французскому скрипачу, звучал и тоненький голосок 7-летнего Жана. Никто, конечно, тогда не предполагал, что пройдут годы - и Жан именно на конкурсе Жака Тибо удостоится высшей награды.
Свой первый в жизни концерт Жан Тер-Меркерян сыграл в зале Марсельского театра, когда ему было 9 лет. Следующий год принес ему премию лучшего скрипача на конкурсе среди сверстников. Блестяще для своего возраста сыграл Жан сольную программу, включающую ряд виртуозных пьес и концерты А.Вивальди и Ф.Мендельсона, которые он исполнял с оркестром под управлением дирижера Андрэ Одоли. Концерт состоялся в один из чудесных майских вечеров и остался для Жана незабываемым.
А на следующий год, осенью 1947-го, семья Тер-Меркерянов вместе с группой других репатриантов-армян переехала в Армению. Здесь, на родной земле, пышно расцвело дарование Жана. Первое же публичное выступление в Ереване убедило присутствующих в зале, что мальчика ждет светлое музыкальное будущее. И с этого дня шаг за шагом верной поступью шел Жан вперед.
На этом пути его компасом, его другом и руководителем был профессор К.С.Домбаев. Обладатель большого педагогического опыта, тонкого художественного вкуса, профессор Домбаев прививал Жану лучшие традиции скрипичной игры. Эти навыки проверялись в каждом выступлении и каждый раз подтверждали правильность его методов. Плоды этого труда не замедлили сказаться. Талант Жана привлек внимание ведущих советских педагогов, и студент II курса Ереванской консерватории был отобран для участия в Международном конкурсе скрипачей им. Й.Славика и Ф.Ондржичека. Предстояло трудное соревнование, в котором проверялись накопленные знания, воля, выдержка и, конечно, дарование.
С первых же дней конкурс показал, что в этом скрипаче счастливо сочетались многие, необходимые для такого соревнования качества. Жан очень волновался, но играл вдохновенно, и здесь, в Праге, может быть, даже впервые в жизни в нем заговорил творец - в сложной программе конкурса он продемонстрировал музыкальность, техническое мастерство и верное и тонкое понимание различных стилей. Жюри конкурса высоко оценило игру юного скрипача, наградив его второй, специальной премией. Таким образом, первое международное признание Жан Тер-Меркерян получил в стране, издавна славившейся своими музыкальными традициями и хорошо известной своей Чешской скрипичной школой. Эта победа открыла широкие перспективы для совершенствования исполнительского мастерства молодого Жана.
БОЛЬШОЙ ШКОЛОЙ МАСТЕРСТВА СТАЛО ДЛЯ ТЕР-МЕРКЕРЯНА совершенствование в Московской консерватории у выдающегося советского скрипача Давида Ойстраха. В обстановке кипучей концертной жизни столицы и высокого творческого накала занятий в классе своего профессора шлифовались грани его мастерства.
Конкурс им. Маргариты Лонг и Жака Тибо. С каким трепетом и нетерпением ждал этого конкурса Жан Тер-Меркерян, ведь после долгого перерыва он вновь должен был увидеть Францию! С какими надеждами ждала результатов музыкальная общественность Армении.
Волнующим было посещение Марселя, где родился Жан и где его ждало много друзей. В памяти Жана оживали картины далекого детства, только теперь многое переменилось - он стал другим, вырос и возмужал. Из мальчика, с горящими глазами смотревшего на знаменитого Жака Тибо, он превратился в зрелого скрипача, приковавшего к себе внимание знатоков и ценителей музыки. С волнением выходил Тер-Меркерян на эстраду и с волнением покидал зал, провожающий его громом аплодисментов. И если, покидая Францию в первый раз, Жан увозил с собой лишь маленькую скрипочку и радужные предсказания Маргариты Лонг, то на этот раз он увозил Grand Prix парижского конкурса, блестяще реализовав, таким образом, прогноз знаменитой французской пианистки.
Много новых почитателей обрел Тер-Меркерян после конкурса в Париже. Его искусство покорило французскую музыкальную общественность и решило участь его дальнейших выступлений. В следующий свой приезд, как писали французские газеты, Тер-Меркерян "блестяще открыл концертный сезон". Все его концерты, выступления в Париже, Марселе, Ницце прошли с большим успехом и получили широкий резонанс в прессе.
ГОВОРИТЬ ОБ ИСКУССТВЕ ТЕР-МЕРКЕРЯНА, РАССКАЗЫВАТЬ О ЕГО МАСТЕРСТВЕ, о творческом пути моего коллеги и младшего товарища по эстраде мне особенно приятно, ибо многое, очень многое в искусстве роднит нас. Учились мы у одного педагога в Ереванской консерватории - профессора К.Домбаева, и очень часто наши фамилии объединяла одна эстрада, одна афиша. Если в первом отделении звучали части симфонии Э.Лалу в исполнении Жана Тер-Меркеряна, то во втором мне доводилось играть Концерт Брамса. Одним из проявлений нашего гармонического и дружеского творческого сотрудничества явилось совместное исполнение Двойного концерта Баха с оркестром. Дирижерская палочка замечательных музыкантов Константина Сараджева, Микаела Малунцяна, Арама Катаняна и других помогала нам обоим в трудном и возвышенном священнодействии – обращении к великим полотнам музыкального искусства. Лучшие черты советской исполнительской школы были нам верным фундаментом и направляющей силой. Наше творческое содружество нашло выражение и в совместной педагогической работе в Ереванской консерватории.
Ему рукоплескали в Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Бельгии, в различных городах России, в Прибалтике… Успех Ж.Тер-Меркеряна – это международное признание его большого дарования, это огромная победа и триумф советской скрипичной школы, а также передач для радио Еревана и Москвы.