АРУС АСРЯН В СВЕТЕ РАМПЫ
КультураИскусство актера реально существует лишь во времени, поэтому какими бы точными штрихами ни был обрисован портрет актера, он все же бледнее непосредственно воспринятого и пережитого впечатления от его игры. Его творчество нельзя описать словами - его надо видеть собственными глазами, самому почувствовать силу его таланта, глубину его чувств, его вдохновения, только тогда можно понять искусство актера. И все же, вопреки всему этому, в памяти людей сохранились актеры-легенды. Среди них Арус Асрян, которую когда-то в 70-е годы мне приходилось не раз видеть на сцене Национального театра имени Сундукяна.
КТО ВИДЕЛ КОГДА-НИБУДЬ ЕЕ НА СЦЕНЕ, ТОТ НИКОГДА НЕ СМОЖЕТ ЗАБЫТЬ ЕЕ ИГРЫ, которая вызывала своей силой, яркостью, неожиданностью удивление, радость, восторг. Ее комедийные и острохарактерные образы вошли в золотой фонд армянского театрального искусства. Она незабываема так же, как и ее супруг и великий режиссер Вардан Аджемян.
Многое в артистической биографии Арус Асрян и ее искусстве выходит за рамки привычных представлений о жизни актера. В том, что она стала актрисой и достигла высочайшего признания, не было предопределенности. Произошло это с той же естественностью и простотой, которая отличала и ее игру. Ее искусство приобрело значение огромного общественного явления, потому что в основе его лежало не только артистическое мастерство, но и артистический и гражданский облик. Это был уникальный пример гармонии человеческого и творческого начала.
Арус Асрян - это биография армянского актерского творчества, его рождения в бурном кипении жизни страны начала прошлого века и стремительного возмужания, острой борьбы художественных направлений, смены стилей и форм. Нет нужды напоминать все актерские работы Асрян - они перечислены в энциклопедиях и книгах о ней. К тому же за более чем 60 лет жизни в театре ею, естественно, сыграно огромное количество ролей, среди которых подлинно художественные создания, составившие целую эпоху в армянском искусстве.
Научиться быть артистом нельзя. Но можно развивать свое дарование, научиться сценической речи, но потрясать - нет. Для этого надо родиться с природой актера. С природой актера и родилась Арус Асрян. Зрители восхищались не образами, созданными ею, а огромным талантом, который делал эти образы такими многогранными, живыми. Великолепное чувство юмора, живой ум, а в молодости, как утверждали ее современники, веселый, даже озорной нрав заставляли людей искать ее общества. Она исполняла роли, смело соединяя лирику и эксцентрику, заставляла людей смеяться и плакать одновременно.
Выступать Арус начала с 1919 года в Тбилиси, а в 1929 году переехала в Ленинакан, где проработала в Драматическом театре до 1940 года.
А.АСРЯН ПРОШЛА ИСПЫТАНИЕ СЛАВОЙ. НО НИКОГДА, КАК УТВЕРЖДАЮТ КРИТИКИ, не считала себя "завершенным" мастером, никогда не думала, что вершина уже достигнута и можно отдохнуть. Ее жизнь в искусстве - неустанное восхождение. В этой выразительной требовательности к себе и вечной творческой неудовлетворенности и был секрет ее неизменной верности театру. Без ее героинь - Ксении в "Разломе" Лавренева, Насти в "На дне" Горького, Шогакат в "Высокочтимых попрошайках" Пароняна, Мирандолины в "Хозяйке гостиницы" Гольдони, Дианы в спектакле "Дура для других, умная для себя" Лопе де Вега, в "Багдасар ахпар" Пароняна и других - не могло быть блистательного успеха этих спектаклей. С каждым спектаклем она совершенствовала роли, и поэтому о ней говорили, что на десятом спектакле она играла лучше, чем на первом, а на сотом - лучше, чем на десятом.
Талант артистки засверкал всеми гранями в произведениях крупнейших представителей реалистической драматургии, русских и зарубежных авторов на сцене сундукяновского театра, где она проработала до конца своей жизни. Роли, сыгранные здесь, навсегда останутся в золотом фонде истории Майр-татрона.
Артистка умела одним жестом, одной интонацией сказать о самом важном и сокровенном в образе. Так, творчество Асрян, ее мастерство обогащали и оплодотворяли армянское актерское искусство. Актриса большого диапазона и безусловной искренности, она не теряла непосредственности и эмоциональной взволнованности даже в ролях, заостренных до гротеска. Открытые вспышки темперамента не разрушали целостности образов. Не изменяя самой себе, она легко и естественно шла навстречу режиссерскому решению и безотказно захватывала зал полнотой сценического существования и предельной самоотдачей.
В одном из своих интервью газете "Коммунист" Арус Асрян вспоминала период, когда театр им. Сундукяна после успешных гастролей возвращался из Москвы в Ереван. Было это в июне 1941 года, и радость творческой победы сразу сменилась готовностью служить Родине. Театр спешно формирует военный репертуар, способный вдохновить людей. Одними из первых сундукяновцы ставят антифашистскую пьесу Н.Зарьяна, премьера которой состоялась 7 ноября 1941 года.
В один из вечеров, когда театр показывал "Фронт" А.Корнейчука, Арус сказали, что на фронте погиб ее брат. А в спектакле актриса играла роль задорной девушки Маруси. Слезы душили ее, но в зале сидели военные, приехавшие в тыл для кратковременной передышки, сидели люди, которые каждый день теряли близких. В тот вечер, как рассказывала актриса, она играла так, что ей самой казалось: победа не за горами, "фронт" на сцене слился с настоящим фронтом военных действий, приумножая силы советских солдат.
Не знаю, были ли у Арус прямые ученики. Но не будет преувеличением сказать, что она сама была целой школой актерского мастерства. Молодые актеры учились у нее мудрости и глубине осмысления роли, четкости и точности внешнего рисунка - одухотворенного, насыщенного чувством и мыслью.
Наталия ГОМЦЯН