Вагаршак Арутюнян: Прогноз - Никаких изменений в позиции России по карабахскому конфликту не предвидится
ИнтервьюЭкс-министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян в интервью АрмИнфо рассуждает о причинах и возможных последствиях вывода ударной российской группировки из Сирии. А также комментирует последние импульсы вокруг карабахского конфликта, политику России в отношении урегулирования, существующие отношения Армения-НАТО, роль 102-й РВБ в обеспечении безопасности Армении в условиях российско-турецкого конфликта.
Решение президента России о выводе войск из Сирии стало неожиданностью для многих. Было ли оно, на Ваш взгляд, согласовано с союзниками по антитеррористической коалиции, в частности, с США?
Решение о выводе войск из Сирии могло быть с кем-то согласовано, а с кем-то нет. С кем-то из союзников по коалиции оно было согласовано, а кто-то просто был поставлен в известность. К примеру, разговор Владимира Путина с президентом США состоялся после принятия решения. Это не главное, главное в том, что данная инициатива исходила из Москвы, что у меня лично сомнений не вызывает. Тем самым Россия сегодня решает немало задач из тех, что ставились тогда, когда Москва принимала решение о начале операции ВКС в Сирии. С тех пор на сирийском военном театре произошел коренной перелом. При поддержке ВКС РФ и с помощью российских военных советников сирийская армия на сегодня отвоевала у террористов 400 населенных пунктов на территории в 10000 кв.км. Не говоря об уничтожении основных источников террористов по добыче, переработке и транспортировке нефти. То есть, нанесен мощный удар по финансовой инфраструктуре позволяющей ИГ вести боевые действия. Более того, после установления режима перемирия порядка 45 вооруженных группировок его поддержали, и оно сегодня более или менее соблюдается. Если ранее власть Башара Асада висела на волоске и его даже не признавали как сторону конфликта, то сегодня он является полноценным участником мирного переговорного процесса. Его противники также участвуют в этом процессе. Тем самым Россия создала соответствующие условия для реализации поставленных перед Минобороны в Сирии целей и задач. Главной же причиной вывода войск стала оценка Москвой ситуации. Решение было принято ввиду выгодности прекращения военной операции со всех точек зрения: имиджевой, военно-политической, обвинений предъявляемых России.
Да, но, как минимум, одна цель не достигнута - граница между Сирией и Турцией так и не перекрыта…
Не достигнута. И не только эта цель. Не уничтожено окончательно и “Исламское государство”. Но это все тактические цели, меж тем как главная цель – не допустить свержения легитимной сирийской власти, борющейся с ИГ все же выполнена. В этом свете, военно-политическое руководство России посчитало, что на этом этапе функции российской группировки завершены и дальше должна действовать сирийская армия. Все те действия, которые проводили ВКС РФ против ИГИЛ, продолжатся. Их будет осуществлять значительно окрепшая сирийская армия, которая сегодня уже в состоянии вести наступательные боевые действия. Те же ВВС Сирии при поддержке россиян значительно усилились. Это очень важно, особенно в условиях значительного сокращения линии соприкосновения и увеличения наступательного потенциала сирийской армии, за счет участия в мирном процессе ряда вооруженных группировок.
Можно ли ожидать, что после ухода российских военных Сирию покинут и их американские коллеги?
Я так не думаю. Для ответа на это вопрос нужно понимать, кто и какие геополитические задачи решает в Сирии. Все начинается именно с этого. Задачи России, США, ЕС и региональных держав совершенно разные. И, несмотря на то, что задача Запада убрать от власти Асада не решена в зависимости от ситуации будут меняться лишь методы, цель остается. Вопрос тут даже не в личности, а во внешнеполитическом курсе, проводимом его правительством. Кстати, думаю, что Асада россияне проинформировали о выводе войск одним из первых. Россия ведь не ушла из Сирии навсегда. В Москве сегодня принято лишь решение о выводе не всей группировки, а лишь ее летной составляющей. Базы в Тартусе и Хмеймиме со всей своей мощной и налаженной инфраструктурой остаются. И для понимания решения, которое, возможно, будет принято Москвой в дальнейшем, нужно понимать, что Россия смогла незаметно провести колоссальный объем подготовительных работ в Сирии. И вся эта инфраструктура осталась и действует. А для возвращения авиационной группировки в полном составе требуется не более 6 часов. То есть, данный козырь никуда не денется и в случае если ситуация пойдет не по сценарию просчитываемому РФ, а сценариев несколько, Москва в течение нескольких часов все вернет к исходной точке.
Последняя неделя ознаменовалась московской встречей Путин-Саргсян визитом вице-премьера РФ Рогозина в Баку, заявлениями Дмитрия Пескова в которых он говорил о модерации карабахского конфликта исключительно Россией и т.д. На взгляд некоторых экспертов, вся эта цепочка свидетельствует о подготовке Москвы к новой роли в карабахском урегулировании. Какой видится ситуация Вам?
Никаких изменений в позиции России в отношении карабахского конфликта, которую она занимала всегда, я не предвижу. При этом, я отнюдь не разделяю расхожее мнение согласно которому она заключается в удержании статус-кво. Статус-кво в реальности поддерживает Азербайджан, а не Россия и даже не Армения с Арцахом. Именно Баку на готовность к уступкам Еревана и Степанакерта и предложения сопредседателей Минской группы отвечает лишь ужесточением существующих позиций. Конфликт имеет два пути решения: путем переговоров или же военным путем. Оба изменения лежат не в плоскости России или сопредседателей, они лежат в плоскости руководства Азербайджана.
Начиная с 1994-го, Баку продолжает призывать Москву оказать давление на Ереван и Степанакерт с целью достижения реализации своих претензий на Арцах. Вы не просматриваете этот вариант развития событий, с учетом увеличивающегося в последнее время геополитического значения Азербайджана в первую очередь для России?
Азербайджан всегда играл важное геополитическое и экономическое значение. И я не думаю, что сегодня что-то изменилось. Однако, в новейшей истории РФ никогда не пыталась пойти на уступки Азербайджану за счет интересов Армении, выступая исключительно в роли инициатора, причем удачного, прекращения огня и установления режима перемирия. Причем, не только в Нагорном Карабахе, но и Приднестровье, Северной и Южной Осетии и, наконец, в Сирии. Поэтому вариант уступок Азербайджану за счет Армении или Арцаха я исключаю. Озвучивать и делать уступки может лишь армянская сторона конфликта. В конце-концов, это противоречит самим российским интересам, об этом говорит элементарная логика. Карабахский конфликт имеет место между союзником России Арменией и союзником Турции Азербайджаном. А Баку лишь недавно поддержал решение Анкары сбить российский бомбардировщик в Сирии.
Не могу не задать вопрос. А почему тогда Россия вооружает союзника своего противника, чтобы держать, таким образом, под контролем?
Это ясно и очевидно. Тот же 200-миллионый российский “оружейный” кредит Армении был направлен на поддержание баланса между сторонами конфликта. Другого варианта тут попросту нет, хотя нам бы, конечно, хотелось, чтобы Азербайджану вообще никто не продавал оружия. Оружие конфликтующим странам продают все страны-производители, а не только Россия.
Так уж получается, что очень часто визиты президента Армении в Москву совпадают с визитами военного руководства Армении в Брюссель. Последняя встреча Саргсян-Путин также совпала с встречей генсека НАТО и главами МИД и Минобороны Армении. Решает ли сотрудничество Армения-НАТО хоть частично цель уравновешивания военного партнерства с Россией?
Оно не может решать этой задачи. Это абсолютно разные плоскости, учитывая, что НАТО не дает Армении никаких гарантий безопасности и не берет на себя никаких обязательств в этом направлении ни в военно-техническом, ни чисто в военном плане. Сотрудничество Армении с влиятельной военно-политической организацией направлено на решение самых различных военно-политических задач, но главной нашей задачи по обеспечению военной безопасности оно не решает. Ту же Украину, по словам главы Еврокомиссии Юнкера, в ближайшие 25 лет в НАТО и ЕС никто не ждет. Или же Грузию, которая несмотря на готовность к любым шагам ради вступления в НАТО так и не достигла никаких успехов. Объяснение простое. Существующие очертания внешних границ этих двух структур уже привели к возникновению проблем как военно-политического, так и экономического характера. Новые проблемы НАТО и ЕС не нужны. И мечтать о НАТО и ЕС в этих реалиях могут лишь романтики. Поэтому вопрос не в желаниях Армении, вопрос в желаниях НАТО, точнее нежелании дальнейшего расширения на восток.
Способны ли даже наращиваемые мощности 102-й РВБ в Гюмри обеспечить безопасность Армении в случае перехода российско-турецкого конфликта в военную фазу?
102-я база предотвращает агрессию не только Турции, но и Азербайджана, обеспечивая Армении стабильность. Для России база обеспечивает присутствие, поддержание своих геополитических интересов в регионе. Все разговоры о том, что 102-я база неспособна обеспечить баланс сил ведутся некомпетентными людьми. В реальности, 102-я база действует по совместному плану применения ВС России и Армении. Эта база является составной Южного военного округа, являющегося составной ВС РФ. Соответственно, в случае войны воевать будет не база, а все ВС России. Ту же российскую группировку в Сирии моментально усилили ударами кораблей Каспийской флотилии, подводных лодок Черноморского флота РФ, стратегической авиации из Вологды, Энгельса. Поэтому все эти разговоры преследуют одну единственную цель – подвергнуть сомнению целесообразность армяно-российских отношений и возможности РФ по защите Армении от угроз Турции и Азербайджана. Кто-нибудь может сегодня сказать, как бы вела себя Турция в отношении Армении, если бы не 102-я РВБ? В условиях отсутствия военного присутствия России в Армении Турция разговаривала бы с нами, так как разговаривала с Сирией, кстати, в отличие от Армении, имеющей с Турцией дипломатические отношения, до ввода российских войск. А Армения при этом продолжает оставаться для Турции серьезной угрозой и сегодня. Как, впрочем, и Турция для Армении, потому что в определенных условиях Анкара будет подталкивать Баку к возобновлению агрессии против Армении и Арцаха. Кстати, соответствующая информация недавно была опубликована в СМИ со ссылкой на российское разведсообщество. В частности, отмечалось, что начало боевых действий вокруг Карабаха, по мнению турецкого руководства, помогло бы отвлечь внимание российских военных от Сирии.