Женских ролей второго плана не бывает!
КультураВечером, 26 марта, телекамеры были прикованы к двум событиям, происходящим в Армении. Пожалуй, впервые за 20 лет существования ежегодной Национальной театральной премии Артавазд , официально учрежденной в 1996, она состоялась не в День театра, 27 марта, а накануне, совпав с другим важным для армян праздником – Пасхой. А потому настроение у победителей было вдвойне праздничным, чего не скажешь о членах жюри.
Почти все жаловались на слишком большое количество сбродных спектаклей, попавших нынче в поле их обозрения. Хотя, с другой стороны, победители были действительно сильны. Полтора месяца, в день по два-три спектакля отсматривало жюри. Итого 46. Приятно, что на соискание премии Артавазд, приуроченной в этом году, кстати, к 75-летию Союза театральных деятелей, были поданы заявки не только из ереванских театров, но и театров из Тбилиси, Шуши, Ванадзора, Гюмри, Капана, Гавара, Абовяна. Однако вернемся к строгому жюри.
Пожалуй, более всего вывел его из состояния равновесия спектакль, представленный студенческим театром «7 стульев». Это пьеса «Луна на кисти», автором которой, равно как и режиссером одноименной постановки, оказался дебютант Зограб Бекян. Первый спектакль – и сразу отличившийся. Позитивом ли, негативом ли – не суть важно. Лавры Герострата, поджегшего храм Артемиды с целью собственного пиара, вероятно, не давали покоя. С другой стороны, возможно, юноша и не предполагал, чем могут обернуться для него его творческие изыскания (слава наступает нежданно!), и потому с легким сердцем открыл спектакль словами: «Спасибо, что пришли на наше мероприятие, пусть свет снизойдет на глаза ваши!». Этого было достаточно, чтобы настроить членов жюри на негатив. Но парень пошел дальше, рассказав в спектакле о наркоманах, проститутках и, а также, по словам членов жюри, людях нетрадиционной ориентации. Плюс сектантские поползновения. Дьяволиада и только! Все персонажи в конце, покаявшись, становятся богоугодными людьми. Сам режиссер, вероятно, предполагающий, что работает в жанре «новая драма», утверждает, что пара поцелуйчиков – это всего лишь эмоциональные всплески героев, а не пропаганда однополой любви, и призывает всех заинтересованных самим убедиться в этом, посмотрев спектакль. Резонный довод. Да только вот сдается, что после такой оценки строгого компетентного жюри мало кто отважится предоставить инициативной группе «Семь стульев» сцену для повторного ее осквернения. Тут не только на сцену - на стулья рассчитывать не придется! Однако надежда умирает последней, если до этого не погибаем мы. Вспомним, что сам председатель Союза театральных деятелей Акоп Казанчян, размышляя накануне о театре в целом и молодых его деятелях, в частности, говорил, что театральное искусство в плане представления и восприятия – вещь субъективная. Тут эталонов не существует. А также о том, что если до 35 лет постановщик может ошибаться в поисках себя, то после, если не сумел чего-либо добиться, более пытаться не стоит. (У начинающего Зограба Бекяна еще есть в запасе лета). И, как правило, кто жертвует всем в пользу театра, к 30 годам получает дивиденды. Премия Артавазд - яркое тому подтверждение. Года три назад, с легкой руки Ваге Шахвердяна, мэтры театра отказались номинироваться на Артавазд, уступив дорогу молодым. Впрочем, в нынешнем году именно постановка Ваге Суреновича «Один час воспоминаний» (авт. Карине Ходикян) ванадзорского Драмтеатра им. Абеляна была названа лучшей. Что ж, поздравляем! Быть оцененным по достоинству приятно в любом возрасте и при любом статусе. Как говорится, призов и денег много не бывает.
Тем более что молодым выделены отдельные равноправные номинации. Лучшей молодой актрисой в этом году названа Нара Саргсян (роль Заруи в спектакле «Мерседес», ТЮЗ), актером - Самвел Тадевосян (роль Мужчины в спектакле Государственного кукольного театра им. Ованеса Туманяна. Лучший молодой режиссер - Карапет Балян («Нелюди», «Театр 8»). Лучших постановок оказалось сразу две. Это «Медея» (Эврипид) в постановке Григора Хачатряна (Драмтеатр им. Капланяна) и «Обыкновенная история» (Мария Ладо) в постановке Армена Баяндуряна (Армянский государственный драмтеатр им. П.Адамяна, г. Тбилиси). Дебютантами года стали София Багдасарян, сыгравшая роль Назик в постановке «Лучше позже, да слаще» Госмузтеатра комедии им. Пароняна и Арсен Микаелян (Фандо, «Фандо и Лис», Студенческий театр гюмрийского отделения Госинститута театра и кино).
Впервые в этом году индивидуальное внимание было уделено детям, что вызывает особую радость. Лучшей детской постановкой названа «Золушка» Норы Григорян (Русский драмтеатр им. Станиславского). Лучшим исполнителем роли для детей стал Мхитар Мелконян (Жук, «Стрекоза и Муравей», Государственный хореографический театр).
А теперь о тех, кому «за 18». Специальная премия имени Вардуи Вардересян была вручена Алле Варданян за роль Кнар в спектакле Национального академического театра им. Сундукяна «Семья сирот». По этому поводу в соцсетях появились комментарии на предмет того, что это нарушение канонов, поскольку Алла Варданян входила в составе жюри. Со всей ответственностью можно утверждать, что Аллы Варданян в жюри не было. Однако был ее супруг, актер Армен Марутян…
Лучшим режиссером года по заслугам назван Самсон Мовсесян за постановку «Ведьма» (Госкукольный театр им. Туманяна). Пожалуй, каждый спектакль этого, несомненно, талантливого режиссера – истинный праздник как для взрослых, так и для детей. «Артавазд» за лучшую сценографию ушел к Шамиру Шагиряну («№707», Драмтеатр им. Г. Капланяна). Лучшим композитором признан Ваан Арцруни за написанную им музыку к спектаклю «Мерседес» (ТЮЗ).
Говоря о музыке, приятно отметить, что оперные постановки стали такими же равноправными, как и спектакли драмтеатров. Так, премию в номинации «Лучший актер года» поделили Арам Караханян (Фейербах, «Я здесь», Госкукольный театр им. Туманяна) и Липарит Аветисян (Хосе, «Кармен», Национальный академический театр оперы и балета им. Спендиарова). Кстати, по словам члена жюри Эвелины Шагирян, эти два победителя были выбраны единогласно.
С другой стороны, по ее же словам, принимая итоговое решение по той или иной номинации, в случае, если претенденты оказывались равновеликими в проявлении своего таланта, жюри старалось выделить тех, кто ранее не был обласкан «Артаваздом». Так, среди 13 номинанток на «Лучшую актрису года» в «дуэли» Луиза Гамбарян – Агнесса Шахназарян («Одна из многих», СТД) победила вторая, поскольку талант Луизы уже давно замечен и отмечен, можно сказать, небольшой, но коллекцией «Артаваздов». Что касательно женской роли второго плана, то слова директора Русского драмтеатра Фреда Давтяна, провозглашавшего победителей в этой номинации, оказались пророческими: «Женских ролей второго плана не бывает. Каждая женщина ощущает себя первой». Конверт оказался пуст… Лучшим актером второго плана оказался Эрвин Амирян (Савчик, «Тусовка на даче», Русский драмтеатр им. Станиславского).
Кстати, о пустых конвертах. Акопу Казанчяну всегда были не по душе пустые номинационные конверты, особенно, когда это касалось молодых. Но в этом году молодых печальная участь, слава богу, миновала. В отличие от прошлого года, повезло и драматургам. Для них было назначено отдельное жюри во главе с известным нашим драматургом Карине Ходикян. «Артавазда» из 15-ти номинантов получил Самвел Косян за пьесу «Еще не все».
Возвращаясь к началу статьи, отметим, что без легкого скандальчика не обходится ни одна уважающая себя крупнокалиберная культурная тусовка. И, возможно, именно инцидент с постановкой «Луна на кисти» станет прецедентом для пересмотра политики отбора представленных на соискание премий спектаклей. Не раз об этом говорилось, но воз пока и ныне там. Как отметил Акоп Казанчян в беседе с журналистами, есть мысль проводить селекцию в течение всего года по подобию российской театральной премии «Золотая маска». Наилучшие 15-20-25 постановок будут представлены на суд жюри, а Артавазд, таким образом, возможно, превратится, как сказал г-н Казанчян, в премию-фестиваль. Вполне цивильный подход. Одно настораживает: театральных фестивалей в Армении немерено, а премия Артавазд – одна единственная. Для многих театральных деятелей, по их же словам, соотносима с голливудским Оскаром…
P.S. Специальными призами за вклад в театральное искусство удостоены народные артисты Армении Армен Хандикян, Вахе Шахвердян и Грачия Гаспарян. Грамотами Союза театральных деятелей награждены актриса театра им. Ширванзаде г. Капана Варсине Аванесян; постановщик шушинского Театра им. Хандамиряна Владимир Геворкян («Предложение»), а также Хосров Налбандян и Ануш Мелконян (Студенческий театр Института театра и кино).
Лучший театральный проект (специальный приз Жюри) – «Признание в любви» (Ара Ернджакян, Ереванский госкамерный театр) и опера «Ануш» (Армен Тигранян) в постановке Ованеса Ованнисяна культурного центра «Ларк» под руководством Ваче Барсумяна.
Золотыми медалями Союза театральных деятелей были награждены Джемма Мартиросян за заслуги в театральной педагогической деятельности и в связи с юбилеем; Эманвел Араксман-Мартиросян за долгие годы служению театру и в связи с 80-летним юбилеем и Рома Нуралян за долгие годы служению театру.