«Государство должно поддерживать экспортный бизнес и не мешать». По мнению главы «Спайки», ЕС не является альтернативой ЕАЭС
Քաղաքական
Несколько дней назад сообщалось, что в 2024 году Армения стала одним из основных поставщиков цветов в Россию. Более того, Армения занимает второе место в этом списке, поставив цветов на сумму 32,1 млн долларов. Также было отмечено, что в этом году объем экспорта цветов из Армении в Россию уже удвоился: причина — беспрецедентные объемы экспорта тюльпанов в РФ со стороны компании «Спайка». По имеющимся у нас данным, в этом году «Спайка» уже экспортировала около 35 млн тюльпанов из Армении в Россию, и, согласно статистике, это новый экспортный товар для Армении.
Как было «открытие» этого сегмента? В ответ на вопрос газеты «Паст», руководитель компании «Спайка» Давид Казарян сказал, что это был не случайный выбор, а результат холодного расчета:
«Мы искали продукцию с высокой добавленной стоимостью, которую можно производить в рамках нашей действующей и годами выстроенной сложной инфраструктуры».
А как в целом известный бизнесмен оценивает текущее состояние экономики Армении с точки зрения развития частного сектора?
«Армянский бизнес, особенно в реальном секторе, сегодня работает в сложной, но управляемой среде. Основная особенность в том, что мы — маленький рынок, и наши масштабные возможности жестко зависят от экспорта», — говорит Давид Казарян.
Что касается того, какие отрасли должны быть приоритетными для экономического развития, глава «Спайки» отмечает:
«С точки зрения экспорта — в первую очередь сельское хозяйство, переработка, пищевая промышленность, легкая промышленность, IT-сектор. Развитие этих отраслей требует инфраструктуры, доступного финансирования, стабильных источников энергии и предсказуемой экспортной среды».
В последнее время всё активнее обсуждается возможное изменение внешнеэкономического вектора Армении. Естественно, интересна оценка таких изменений со стороны крупнейшей экспортной компании страны.
«Вопрос изменения внешнеэкономического направления следует рассматривать исключительно с точки зрения экономики и национальных интересов Армении. Армения — небольшое государство с ограниченными ресурсами, и наш экспортный потенциал реализуется, в первую очередь, на российском и ЕАЭС рынках», — отмечает Давид Казарян, добавляя, что экономическое развитие зависит не только от того, что мы производим, но и от того, где мы можем продать нашу продукцию.
«Сегодня ЕАЭС — это ключевой экспортный рынок Армении, а российский рынок — крупнейший потребитель армянского экспорта», — говорит он.
Мы спрашиваем — какие именно преимущества даёт экономике Армении членство в ЕАЭС?
«Благодаря членству в ЕАЭС мы работаем в едином таможенном пространстве, товары не требуют двойной сертификации, нулевая пошлина, упрощены правила перемещения товаров. Это даёт нам возможность направлять ресурсы на инвестиции, повышение качества продукции и быть конкурентоспособными.
Второй важный момент — это энергия. Армения получает природный газ из России по льготным ценам, что позволяет сдерживать производственные затраты», — говорит Давид Казарян.
Недавно НС РА принял закон « О начале процесса вступления Республики Армения в Европейский Союз». Как возможное изменение внешнеэкономической политики в сторону ЕС может повлиять на экономическое развитие Армении?
Давид Казарян сначала отмечает, что ЕАЭС и ЕС — это несовместимые интеграционные союзы:
«Вступление в ЕС — это долгосрочный и затратный процесс. Он потребует перестройки экономики Армении, что может занять 10–15 лет и потребовать миллиардных инвестиций. Также непонятно, куда в этот переходный период будет поставляться армянская продукция, если мы потеряем доступ к рынку ЕАЭС, а вход на европейский рынок в это время ещё будет в стадии перехода».
Статистика показывает, что объем экспорта армянских товаров в страны ЕС невелик, более того, этот показатель продолжает снижаться. Разве невозможно экспортировать в ЕС без членства в этом союзе?
«Давайте подчеркнем один важный момент: до вступления Армении в ЕАЭС основным рынком для армянских товаров также была Россия, а в страны ЕС экспорт осуществлялся в незначительных объёмах как и сейчас, а вступление Армении в ЕАЭС сделало экспорт в Россию и другие страны ЕАЭС ещё более выгодным.
Как до вступления в ЕАЭС, так и сейчас, для того чтобы рассматривать ЕС в качестве выгодного экспортного рынка, необходимо в первую очередь решить три ключевые проблемы. Первая из них — это логистика и направления поставок: через Турцию, через Грузию паромами. Турция запрещает въезд армянских грузовиков на свою территорию, а в случае с Грузией требуется запуск регулярных рейсов как минимум семи паромов в ежедневном режиме. В настоящее время такая инфраструктура отсутствует и требует значительных инвестиций.
Во-вторых, это высокие импортные пошлины ЕС, которые делают армянскую продукцию неконкурентоспособной.
В-третьих, большинство армянских компаний не прошли сертификацию соответствия стандартам качества ЕС. Хотя наша компания имеет все необходимые сертификаты для экспорта в ЕС, а также собственный крупный автопарк, указанные проблемы не позволяют нам рассматривать ЕС как основной рынок.
Более того, в условиях текущей геополитической турбулентности, вызванной введением США высоких импортных пошлин на товары ЕС, европейский рынок сталкивается с беспрецедентной ситуацией, которая приведёт к цепной реакции на внутреннем рынке ЕС. Вероятность рецессии очень велика, а потребительские цены в ЕС будут снижаться», — говорит наш собеседник.
Получается, что Давид Казарян против принятого закона о начале процесса присоединения к ЕС?
«Да, моя позиция отрицательная. ЕС не является альтернативой ЕАЭС, он может быть лишь дополнением к нашему действующему экспортному рынку — на основе двусторонних торговых соглашений», — говорит он.
Что касается решений, выходов и перспектив, Давид Казарян подытоживает:
«Бизнес усердно работает. Государство должно поддерживать экспортный бизнес и не мешать. Армении нужна сильная экспортная экономика — и все».