Yerevan, 23.November.2024,
00
:
00
ՄԵՆՅՈՒ
Futsal tournament Galaxy Champions League 2024 kicks off Unibank is now a regular partner of “Pan-Armenian intellectual movement” IDBank issued another tranche of dollar bonds Green Iphone on the best credit terms at green operator's stores UCOM Provided technical assistance to Shengavit administrative district AMD 9,808,684 to the "City of Smile" Charitable Foundation. The next beneficiary of "The Power of One Dram" is known Unibank offers a “Special” business loan with an interest rate of 8.5% per annum IDBank implements the next issue of nominal coupon bonds Flyone Armenia will start operating regular direct flights Yerevan-Moscow-Yerevan New movie channels in Ucom and good news for unity tariff subscribers


Ара МАРДЖАНЯН: ТУРЦИЯ - ГЛАВНАЯ УГРОЗА МИРУ В РЕГИОНЕ

Interview

- Г-н Марджанян, на круглом столе, организованном Кавказским геополитическим клубом, вы подняли вопрос о военном ядерном потенциале Турции, назвали ее главной угрозой миру в регионе и привели новые данные, подтверждающие ваши оценки 2011-2012 годов. Каковы эти данные? 

- Что касается новых данных, то в 2013-2014 гг. стали достоянием гласности сведения о том, что Турция активно ведет разработку средств доставки баллистических ракет с дальностью действия 2500 км и высокоточных крылатых ракет. А в сентября 2014 г. бывшим главой департамента планирования Министерства обороны Германии были опубликованы данные Федеральной разведывательной службы. Цитируем: "Разведывательное сообщество Германии считает, что Турция работает над своей военной ядерной программой. Согласно хорошо информированным источникам, в мае 2010 г. премьер-министр Турции Эрдоган отдал секретное распоряжение о начале работ по обогащению урана". За истекшие 2-3 года появились и другие важные данные, подтверждающие наши выводы. В частности, был опубликован фрагмент стенограммы беседы премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху 15 марта 2010 г., где он сообщал премьер-министру Греции А.Папандреу, что Турция может стать ядерной страной в любой момент, когда этого пожелает.

Но это лишь часть проблемы. Дело в том, что Турция на протяжении десятилетий была и сегодня де-факто является военной ядерной державой, в арсенале которой имеются термоядерные неуправляемые бомбы семейства В-61. По некоторым оценкам, около 40 единиц таких бомб из числа хранящихся сегодня на базе Инджирлик находятся в ведении именно Турции. Приводятся и другие оценки, но это не суть важно. Эти бомбы предназначены для использования с истребителей-бомбардировщиков F-16 именно турецких ВВС. Остальные 50 единиц, хранящихся там же, предназначены для F-15 и F-16 ВВС США и НАТО. Причем на протяжении ряда лет и вплоть до начала августа текущего года Турция не разрешала размещать американские F-15 и F-16 на базе Инджирлик. В случае надобности они должны были прилетать в Инджирлик с баз своей дислокации, забирать бомбы и применять по назначению.

- 24 ноября российский СУ-24 был сбит в небе Сирии именно турецким F-16?

- Совершенно верно. И это настолько из ряда вон выходящее событие, имеющее далеко идущие последствия, что требует отдельного рассмотрения. Во-первых, тут нельзя не согласиться с оценкой министра обороны Армении, озвученной на днях. "Это удар в спину не только нашему стратегическому союзнику и другу - России. Но и удар в спину всем силам, борющимся с терроризмом". Если угодно, это удар в спину цивилизации. И здесь позвольте, слегка перефразировав известные слова президента РФ, спросить: теперь вы понимаете, о чем мы говорим вот уже 100 лет?!

Во-вторых, анализ данных ясно показывает, что случившееся не результат случайности, ошибки или недосмотра, а заранее запланированная, коварно подстроенная и безжалостно выполненная провокация по форсированию событий в регионе и мире. Тут важно понимать, что стратегические угрозы оцениваются не столько на основе тех или иных данных, сколько на оценке реально складывающихся потенциальных возможностей. С этой точки зрения первый звонок предстоящей эскалации прозвучал в начале августа нынешнего года, когда Турция открыла базу Инджирлик для ВВС США под предлогом борьбы с ИГИЛ. Тремя волнами - в августе, октябре и ноябре - туда были переброшены F-15 и F-16 ВВС США, а также другая техника и силы. Таким образом, впервые с 1994 года доступ Турции к тактическому ядерному оружию значительно упростился.

- То есть возможность нанесения ядерного авиаудара с территории Турции стала достаточно реальной?

- Именно так. С начала августа 2015 г. существенно сократилось время подготовки такого удара. Замечу также, что 1994 год был знаменательным. Это год начала физического размежевания средств доставки F-15 и F-16 и тактического ядерного оружия в Турции. Это год заключения так называемого будапештского меморандума "О гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия", по которому из Украины на территорию РФ было вывезено стратегическое и тактическое ядерное оружие. Это и год подписания Бишкекского протокола о прекращении огня в Арцахе, год сделки по передаче Азербайджану нефтяного поля АЧГ в Каспийском море. Но вернемся в наше время.

С августа текущего года сложилась ситуация так называемой организованной критичности, и не случайно, что именно в это время впервые прозвучала беспрецедентно жесткая реакция президента Путина, адресованная Эрдогану. Она была либо не понята, либо проигнорирована, либо, что еще хуже, использована для подготовки подлой воздушной операции 24 ноября в небе Сирии. И как бы это странно ни прозвучало, на мой взгляд, тут уже совершенно не важно, знали ли США о готовящейся провокации или произошедшее - исключительно турецкая подстава по втягиванию США и НАТО в лобовое столкновение с Россией. И в том и в другом случае последствия для нас совершенно одинаковые: это либо актуализация фактора тактического ядерного оружия, уже находящегося в Турции, либо подготовка и легитимизация создания собственного ядерного оружия в случае, если США и НАТО отмежуются от этой провокации и поставят вопрос о выводе бомб с территории Турции. Именно это я и имел в виду, говоря, что Турция является серьезной и прямой угрозой миру и стабильности в регионе. Правда, я не ожидал, что это случится спустя всего лишь 2 недели. Но что подобное случится рано или поздно, никаких сомнений не было.

- Какие шаги, на ваш взгляд, должна предпринять Армения в сложившейся ситуации?

- Думается, ситуация требует срочной постановки целого ряда вопросов, адресованных в первую очередь США и РФ. Перед нашими американскими друзьями нам надо поставить следующие вопросы: каковы в точности договоренности между США и Турцией по применению термоядерных бомб турецкими F-16 сегодня? Насколько эти договоренности согласуются со статьями NN1 и 2 Договора о нераспространении ядерного оружия, подписанного и США, и Турцией? Каковы их планы на будущее в свете проводимой сегодня в США модернизации всего семейства бомб В61? Каковы механизмы контроля за тактическим ядерным оружием на базе Инджирлик, находящейся в непосредственной близости от территории, где действует ИГИЛ? Наконец, возможно ли несогласованное использование тактического ядерного оружия турецкими ВВС в обход США или НАТО, если Анкара посчитает это необходимым или желательным? А о том, что это далеко не праздный вопрос, как то представлялось некоторыми нашими горе-аналитиками всего лишь пару недель назад, свидетельствуют растерянные лица различных чинов НАТО, что мы наблюдали на днях, а также сбивчивые, противоречивые объяснения президентов Турции, США и генсека НАТО, что мы слышали сразу после 24 ноября.

А нашим же друзьям в России мы должны сказать, что циничное использование наших незаживающих ран в конъюнктурных целях текущей политики мы видим вот уже более 20 лет, - и во время президентских выборов в США, и во Франции, и в Турции, и в дебатах американского Конгресса, и польского Сейма, и германского Бундестага, и израильского Кнессета, и на многочисленных политических и медийных мероприятиях той или иной степени осмысленности. И мы сыты всем этим по горло!

С окончанием года 100-летия Геноцида армян, с 1 января 2016 г. и далее, нас должны будут интересовать только конкретные проекты, нацеленные на долгую перспективу и непосредственный эффект. С этой точки зрения вместе с нашим стратегическим союзником нам надо наполнить новым содержанием Большой договор между Арменией и Россией. Первый позитивный шаг уже сделан: это создание совместной зоны ПВО, но этого совершенно недостаточно в сложившихся условиях. Ядерное сотрудничество США и Турции в рамках НАТО требует незамедлительных уравновешивающих и адекватных мер со стороны России и Армении. Нам надо срочно и неукоснительно выполнить два важнейших инфраструктурных проекта, имеющих огромное значение для нашего региона. Это строительство железнодорожной линии Иран - Армения - Грузия - Россия и нового блока Армянской АЭС.

Наконец, мы должны понять, что поддержка терроризма и исламского фундаментализма - это не просто блажь президента Эрдогана и его семьи. Это хорошо продуманный и действенный метод консолидации турецкого общества, упрочения личной власти и усиления влияния националистических и исламистских элит. А на глобальном уровне это эффективная мера оседлать глобальный исламский вызов современности. Подобная ситуация, таящая в себе угрозы на региональном и глобальном уровне, требует глубоко продуманного и устойчивого подхода по нейтрализации этих угроз, а не шараханья из стороны в сторону. Армении совершенно не улыбается перспектива иметь в 2023 г. у себя под боком Турцию с собственным ядерным оружием, с высокоточными средствами доставки, рьяного защитника могилы Сулейман-шаха, поборника правоверного ислама во всем мире и пособника терроризма в регионе. Думаю, эта перспектива неприемлема и для России.

P.S. 6 декабря ряд СМИ со ссылкой на замминистра обороны Польши сообщили, что Министерство обороны Польши обсуждает вопрос размещения на территории своей страны ядерного оружия НАТО. Участие польских ВВС в ядерных учениях Steadfast Noon 2014 г. наряду с мероприятиями по размещению элементов ПРО в Польше указывает на ее возрастающую роль в НАТО. В том же 2014 г. турецкий центр ТАSАМ провел первый круглый стол "Стратегическое видение новых отношений Турция-Польша". Это символизирует начало польско-турецких военно-стратегических взаимоотношений в рамках НАТО. Заметим, что пока в Польше нет тактического ядерного оружия, но будут элементы ПРО. А в Турции это оружие есть и, возможно, будут развернуты элементы ПРО.


Гаянэ САРМАКЕШЯН

Unibank to Issue Subordinated Bonds for the First Time in Armenia How Not to Go Bankrupt on Black Friday: 5 Smart Shopping TipsIDBank warmly hosted children from the "Music for Future" Foundation.Ucom’s 5G network launched in 11 new cities UPay has joined Idram's Open QR infrastructureA Free Mastercard and 10% idcoins with Cashless Payments. IDBankThe Results of the 19th Annual International Microelectronics Olympiad Summarized in Yerevan AraratBank Named Best Investor Relations Bank Armenia 2024General Director of Ucom participated in Silicon Mountains technological summit Saving together: IDBank and IdramARARATBANK AND SINGAPORE GFTN SIGN MEMORANDUM OF UNDERSTANDING FOR DIGITAL TRANSFORMATIONAndron Participates in the Tomorrow Mobility World Congress 2024: Driving Innovation in E-MobilityAcba bank and American Express Expand Collaboration in ArmeniaThe Silicon Mountains technology summit to be held with the support of Ucom Evocabank became the first bank to join Idram’s open QR infrastructure25% Off on RIA Money Transfers to Ukraine at AraratBank Yerevan to Host Unprecedented Serbian-Armenian Music ConcertAraratBank Stands with My Forest Armenia to establish Charles Aznavour Forest Ucom and Sunchild NGO install another solar plant in Areni 4,401,021 AMD to COAF. The November beneficiary is “Armenia Tree Project”Go Digital or Go Home: Sergey Arakelyan Yes to cashless! - cruises and gifts for AraratBank MC cardholders Ucom joins Armenian Internet Governance Forum as a platinum partner AraratBank: Five-Time Winner at AMX Awards 2024AraratBank Initiates a Panel Discussion on AI and LeadershipKhachaturian International Youth Competition launched in China with performance by “Music for Future” Foundation’s Cellist Mari HakobyanUcom Employees Participate in Forest Restoration Efforts in Vayots Dzor Fast Shift has joined Idram's open QR infrastructure New and modern. Arabkir branch of IDBank reopenedAraratBank: Unprecedented Consumer Loan Offer Starting from 14.5% Ucom launches 5G network across nine Armenian citiesLearn to save. World Savings Day with Idram JuniorAnother solar power plant by Ucom and SunChild NGO installed in Vardenis Converse Bank and Kapitalbank signed a cooperation agreement at Sibos 2024 IDBank and Idram at Mantashyants Global Expo AraratBank Introduces UBPAY: A New System for International Transfers IDBank participated in the HR Expo-24 conference Armenia Hosted the Consulting Event of the Year: International CMC Conference was held with Participants from 30 Countries AraratBank Sponsors New Laboratory and Seminar at MatenadaranUcom, in cooperation with SunChild NGO, increases the access to drinking water in Lchavan community The customer is always our top priority: IDBankThe October beneficiary of "The Power of a Dram" is the Children of Armenia FundAmeriabank’s New Offer: Draw of Investment Portfolios for AMD 2M The International CMC Conference kicked off for the first time in Armenia, bringing together management consultants and the business community The winners of the 2024 joint program between SIA Armenia and "The Power of One Dram" have been announced General Director of Ucom Participated in the Annual Conference of the Institute of Internal Auditors Armenia AraratBank Expands International Transfer Options with Golden Money System10% idcoin with IDBank Mastercard cardsUcom Completes Network Modernization in Gyumri and Vanadzor Ameriabank’s Special Offer for New Mastercard Holders. 1% Cashback and Lots of Gifts