КУЛЬТУРА ПОЛВЕКА НАЗАД
CultureНедавно мне подарили два десятка номеров газеты "Коммунист" за 1953 - 58 гг. Почему именно они почти 50 лет хранились в семье Норы Адамян - корреспондента газеты тех лет - я не знаю. Писательница Нора Адамян переехала в Москву еще в 70-е годы прошлого века, ее рассказы и повести публиковались в крупнейших литературных журналах СССР, а книги не раз издавались в Москве и Ереване. Газеты, сложенные в отдельную папку, мне передала ее дочь Марина Плешко.
ЛИСТАЯ ПОЖЕЛТЕВШИЕ СТРАНИЦЫ, Я С ИНТЕРЕСОМ ЗНАКОМИЛАСЬ С СОБЫТИЯМИ ТЕХ ЛЕТ. Конечно же, будучи партийной газетой, "Коммунист" уделял особое внимание постановлениям и документам партийных съездов, пленумов, международным событиям, репортажам с предприятий, но меня привлекли небольшие заметки о культурной жизни Еревана тех лет. И я решила рассказать об этом от лица постоянной читательницы газеты, участвующей в этих мероприятиях.
Стоял декабрь, холодный, ненастный, но настроение было отличное: в этот день, 14 декабря 1958 г., предстояло открытие юбилейной выставки Акопа Коджояна в Государственной картинной галерее Армении. Побывать там мечтали все, в первый же день выставку посетило несколько сотен человек. Художник был болен, и принять участие в организованной в честь его 75-летия выставке не смог. Но на ее открытие пришли Мартирос Сарьян, министр культуры республики А.Шагинян, заведующий творческим отделом Художественного фонда СССР В. Семенченко и другие именитые гости.
В четырех залах было представлено свыше 450 работ, охватывающих весь период творчества мастера, в том числе 60 мастерски выполненных эскизов для серебряных и фарфоровых изделий. Но самая большая группа посетителей собралась у картины "Рождение Давида Сасунского". Над этой темой художник работал давно, известны ранние работы Коджояна по мотивам эпоса. Внимание привлекали и картины "Праздник урожая", "На кочевке", посвященные труженикам села, и "Расстрел коммунистов в Татеве" на историко-революционную тему. А школьники, которых на выставке тоже было немало, оживленно спорили у картин по мотивам армянских сказок.
1958 год был знаковым в плане юбилеев. В феврале Армения отмечала столетие со дня рождения Александра Ширванзаде. В Государственном академическом театре оперы и балета им. Спендиарова прошел торжественный вечер, посвященный писателю. Газета "Коммунист" предоставила целую полосу статьям о его жизни и творчестве. Воспоминаниями делились известный писатель Николай Тихонов, народный артист СССР Грачья Нерсесян, народный артист Армянской ССР В. Аджемян, литературовед Эл. Джрбашян. А передовик станкостроительного завода им. Дзержинского И. Карапетян и колхозник села Чиман Вединского района К. Погосян рассказали, как открыли для себя великого писателя еще в детстве. Особенно врезались в память слова самого писателя, помещенные на открытии полосы. "Мне 76 лет, но я никогда не чувствовал себя таким счастливым, свободным, как в эти последние годы. Меня иногда спрашивают: почему я не старею? Наивный вопрос. Я не старею потому, что живу и творю при Советской власти!" Эти слова Ширванзаде, которыми он закончил свое выступление на Всесоюзном съезде писателей, были приведены в передовой газеты "Правда".
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ШИРВАНЗАДЕ УЖЕ ТОГДА БЫЛИ ПЕРЕВЕДЕНЫ НА МНОГИЕ языки республик СССР, а вот сообщение о том, что в издательстве "Чехословакия - Советский Союз" на чешском языке изданы роман великого армянского писателя Х.Абовяна "Раны Армении" и сборник рассказов писателя М. Арази, впервые появилось только в 1955 г. Об этом, как и о том, что в план этого издательства включен сборник избранных рассказов армянских советских писателей, сообщила газета "Коммунист" от 25 ноября 1955 г.
Большим событием для книголюбов Еревана стало открытие в 1956 г. отделения иностранной литературы в магазине N2 по улице Абовяна. Здесь можно было приобрести книги на иностранных языках. Отдел иностранной литературы магазина выполнил февральский план на 215%. А в 1955 г. в пятидесяти восьми магазинах и книжных киосках Армении было продано более 2,5 млн книг! "Коммунист" писал "о растущей тяге трудящихся к науке и культуре, их возросшем материальном и культурном уровне". В этот же год Музей литературы и искусств АН Армении обогатился сразу несколькими представляющими огромную ценность рукописями поэмы Чаренца "Я и Ильич" (1934 г.), произведений "Ветер", "О Стеннисе", часть которых не была опубликована. Дочь поэта передала в архив окончательный вариант поэмы "Комитас", а семья Бакунц - экземпляр книги Чаренца, подаренный автором своему другу А. Бакунцу. От наследников действительного члена академии Арсена Тертеряна были получены принадлежащие его перу труды и материалы, посвященные классику армянской литературы Раффи, а также литературоведческие заметки, конспекты лекций по истории армянской литературы.
Множество экспонатов, рассказывающих о происхождении человека, растительного и животного мира, было собрано в конце 50-х в Музее природоведения. Здесь впервые были представлены большие полотна, изображающие природу древнего мира, чучела птиц и зверей, фотоснимки с текстами, рассказывающими о зарождении и развитии жизни на нашей планете. В течение 1955 г. в Музее природоведения побывали 25000 посетителей, в планетарии - 12000, которые прослушали 30 лекций о строении Вселенной. Да, мы действительно были любознательными и охотно посещали музеи.
Публиковалась и информация о новых трудах арменоведов. Ценным вкладом в общее языкознание и арменистику был признан труд проф. Г. Капанцяна "О внутренних закономерностях развития армянского языка". В области грамматики армянского языка отмечался изданный Институтом языка АН первый том труда проф. Г.Ачаряна "Полная грамматика армянского языка в сравнении с 562 языками". Второй том, посвященный местоимениям, тогда был только сдан в печать. Готовился к публикации собранный Институтом языка материал по араратскому диалекту.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ ВСЕГДА БЫЛИ В ПОЧЕТЕ В АРМЯНСКИХ СЕМЬЯХ. Узнав из газеты от 1 марта 1956 г., что в книжных магазинах Еревана появились новые карты, изданные Главным управлением геодезии и картографии Министерства внутренних дел СССР, мы поспешили приобрести их. Одной из них стала карта Армянской ССР в масштабе 1600000, исправленная в 1955 г. Она предназначалась для учебных заведений, но достаточно крупный масштаб, четко обозначенные рельеф, реки и водные бассейны, дороги и крупные населенные пункты, делали ее полезной для любителей путешествий. Привлекла внимание и новая экономическая карта Грузинской, Азербайджанской и Армянской ССР. На ней отчетливо видны изменения, происшедшие в экономике нашей республики, в том числе впервые вступившая в число действующих Тавушская гидроэлектростанция на Севано-Разданском каскаде и новые месторождения медной руды.
Насыщенной была и театральная жизнь. Мы с большим интересом читали материалы о театральных событиях на четвертой странице каждого номера "Коммунист". В 1958 г. в Ереване открылся Кукольный театр. Увидеть знакомых героев сказок говорящими и двигающимися, а порой и участвовать в спектаклях было интересно не только малышам, но и их родителям. За два года существования театра было поставлено восемь прекрасных кукольных спектаклей. Сказка Л. Гарибина "Пашкин хвост" имела большое воспитательное значение. Дети хорошо понимали, что грубость, хулиганство, плохие знания приводят к серьезным проблемам. Хочется сказать и о другой постановке театра кукол - "Музыканты поневоле" по мотивам сказки братьев Гримм. Это сказка о силе сплоченности, которая выручила незаслуженно обиженных животных. Доставить маленькому зрителю удовольствие и многому научить театр кукол стремился с первых своих постановок.
В 50-е гг. ХХ века в педагогических кругах Еревана был очень популярен Дом учителя, в кружках которого занималось более 260 учителей. Драматический кружок, организованный в 1925 г., за время своего существования осуществил целый ряд постановок классики армянской и русской драматургии. Театральные успехи учителей широко освещались. Газета "Коммунист" от 25 ноября 1955 г. сообщила, что в 1954 г. во время смотра художественной самодеятельности драмкружок был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Армянской ССР, а в 1955 г. ансамбль народных инструментов на Всесоюзном смотре в Москве удостоился Почетной грамоты ВЦСПС.
Красивая одежда тоже искусство. Чтобы приобрести красивые, а порой и уникальные трикотажные изделия, в Ереван приезжали даже жители соседних республик. Особой популярностью пользовались у ереванцев и гостей столицы изделия ателье по улице Калинина. Выставленные в салоне платья, халаты поражали разнообразием цветов и фасонов, а вышитые шелком вставки, аппликации и кружева, выполненные искусными мастерицами, были выше всяких похвал. Плодотворно сказалась на работе коллектива ателье поездка в Ленинград, о чем сообщал "Коммунист" от 12 апреля 1956 г. Газета также информировала читателей о значительном расширении ассортимента и о том, что в текущем году трудящиеся Еревана получат свыше 12000 трикотажных изделий, что вдвое больше, чем в 1955 г.
...Подготовив этот материал, не ставлю точку. Надеюсь продолжить интереснейший поиск, связанный с жизнью и деятельностью газеты в те далекие годы, ну и, конечно, познакомить с материалами, о которых приятно вспоминать и сегодня.