Турция идет на войну: Эрдоган попал в расставленный Западом и Израилем «курдский капкан»
AnalysisТурция готовится к полномасштабной войне в регионе. Так вкратце можно охарактеризовать события, которые происходят на сирийском и иракском театрах военных действий. Заявления Генерального штаба Министерства обороны России об обстрелах турками тяжелой артиллерией приграничных сирийских территорий, массированная переброска регулярных войск, тяжёлой техники к границам Сирии и на территорию Иракского Курдистана (по данным турецких СМИ, речь идет в основном о частях второй полевой армии Турции, дислоцированной до последнего времени недалеко от армяно-турецкой границы), дипломатические усилия МИД Турции по провалу межсирийского диалога, обращения лидера иракских туркоманов Эршада Сарихи и его сирийского «коллеги» Абудуррахмана Мустафы к «братьям туркам спасти от уничтожения», беспрецедентная информационная «война», развязанная турками (начиная от обвинений в повторном нарушении воздушного пространства Турции со стороны ВКС РФ и заканчивая обвинениями со стороны Эрдогана о якобы систематическом уничтожении российской авиацией «братьев-туркоманов»), говорят о высокой вероятности военного вторжения на территорию Ирака и Сирии со стороны вооруженных сил Турецкой Республики. Причем события форсируются также и эфективными действиями антитеррористической коалиции (Россия, САР, Иран) по осбождению Латакии и северных провинций Сирии от боевиков ДАИШ-ИГИЛ и «Джебхат-ан-Нусра». Не будем забывать, что именно эти группировки выступали в роли основного турецкого тарана по свержению Башара Асада.
Цели намечающегося вторжения, которые декларируются турецкой стороной, естественно, полностью созвучны международной борьбе с ИГИЛ, однако на деле ни для кого не секрет, что «целью-максимум» грядущего вторжения будет оттягивание решения «курдского вопроса», а «целью-минимум» — создание подконтрольной Турции буферной зоны на сирийско-турецкой и иракско-турецкой границах с целью недопущения приближения гипотетического «Большого Курдистана» к границам Турции. Как пишет турецкий политический обозреватель Амберин Заман, Турецкая Республика впервые с момента своего образования стоит перед угрозой расчленения. Курды, используя неграмотную политику исламистов, сегодня идут к созданию «Независимого Курдистана», и, как ни прискорбно, даже присягнувший на верность Эрдогану лидер Иракской Автономии Северного Ирака Масуд Барзани может встать в авангард грядущей войны за независимость Курдистана.
Казалось бы, действия турецкой стороны должы быть согласованы с партнерами по НАТО. Но даже в этом случае есть два важнейших фактора, которые сдерживают Анкару от начала прямого военного вторжения в Сирию. Что же может помешать началу масштабной войны в регионе?
Первый фактор: это условно апокалиптический сценарий, на котором в последние дни западные СМИ акцентируют пристальное внимание. По нему, при развязывании боевых действий на территории Сирии и Ирака, турецкая армия неминуемо столкнется с регулярными войсками Сирийской Арабской Республики и, как следствие, с бойцами иранского экспедиционного корпуса «Стражей Исламской Революции» (КСИР), которые, напомним, с согласия официального Дамаска воюют с террористическими ячейками, оккупировавшими сирийскую территорию. Это приведет к резкому обострению ситуации по линии ирано-турецких отношений, вплоть до военных действий.
Самое главное, в случае прямого вторжения в Сирию туркам не избежать столкновения с ВКС России, а это может привести уже к вооруженному конфликту, который при наихудшем, но и, тем не менее, возможном сценарии, грозит вылиться в полномасштабную войну между Турцией (которая входит в НАТО) и Россией. Не думается, что страны-члены Североатлантического альянса заинтересованы в развязывании третьей мировой войны в угоду политике Эрдогана. Но и вместе с тем те же западные СМИ нагнетают истерию, тиражируя фантастические прогнозы вторжения России в Прибалтику и муссируя сценарий ядерной войны.
Фактор второй: курдский, на котором остановимся подробнее. Как ни парадоксально, но общее видение перспектив создания курдского государства есть у всех политических игроков в регионе. Речь о России, Израиле, США и Объединённой Европе. Курдский вопрос превращает их в невольных союзников на этом направлении ближневосточной геополитики.
Курдская проблема остается главным камнем преткновения в отношениях между Турцией и США. Вопросы «курдской автономии» в составе Турции, или же тем паче независимости Иракского Курдистана поднимались американскими политиками в разные времена, разными правящими партиями. Даже сегодня в пылу предвыборной гонки претенденты на пост президента США во всеуслышание говорят о неминуемости «решения курдского вопроса в целях обеспечения стабильности и развития Ближневосточного региона». Так, бывший госсекретарь США, демократ Хиллари Клинтон и сын бывшего президента Буша, республиканец Джеб Буш заявили, что Соединённые Штаты должны вооружать курдов напрямую, назвав это одним из эффективных способов борьбы с террористическими группами. «Сейчас, во время войны, мы должны попытаться уничтожить ИГ, однако без поддержки сил Курдистана (!!!) сделать это будет проблематично», — сказал в интервью каналу CBS Буш, кандидат от республиканской партии в президенты США. Он потребовал прямых поставок вооружения курдам в Ирак и Сирию, настаивая на создании безопасной зоны, контролируемой сирийскими курдами.
Лидер предвыборной президентской гонки от Демократической партии Хиллари Клинтон заявила телеканалу ABC, что она против отправки войск в Ирак и Сирию, поэтому Вашингтон должен поддерживать курдские и суннитские силы, чтобы победить ИГ. Она также заявила о необходимости вооружения курдов напрямую, подчеркнув, что силы пешмерга очень эффективны в борьбе против ИГ.
Турция всегда болезненно реагировала на курдскую политику США и, несмотря не постоянные заверения американской стороны о «поддержке Турции», все-таки осознает, что идея независимости Курдистана есть, прежде всего, проект, поддерживаемый США и Израилем. Кстати, Израиль никогда не скрывал и не скрывает своего прямого участия в продвижении на всевозможных площадках идеи «независимости Курдистана». Тем более именно Израиль, а не Турция, первым протянул «руку дружбы» администрации Курдской автономии Ирака и лично Масуду Барзани, вооружая и обучая иррегулярные вооруженные силы пешмерга. Именно про-курдскую позицию официального Иерусалима турки вменяли в вину Еврейскому государству в период наибольшего охлаждения отношений, связанных с инцидентом на теплоходе «Мармара». Даже Голда Мейер еще в шестидесятые-семидесятые годы двадцатого века указывала на необходимость создания Курдистана как на фактор, который, будучи союзником Израиля, смог бы оттянуть на себя часть региональных угроз.
Объединенная Европа, в отличие от США и Израиля, выступала с наиболее радикальными заявлениями и действиями по вопросу «Независимого Курдистана». Влиятельная курдская диаспора, которая проживает во Франции, Германии, Дании, Голландии, наличие «представительств Курдской Автономии Ирака» в столицах европейских государств, неприятие европейскими политиками политики «отуречивания» и подавления курдского меньшинства в Турции, политика европеизации Турции и стремление уже самой Турции войти в Евросоюз сыграли ключевую роль в формировании европейского видения в курдском вопросе. Например, на прошедших в Берлине 22 января межправительственных консультациях между Германией и Турцией, немецкая сторона подняла «курдский вопрос» и заявила о неприемлемости решения данного вопроса «силой оружия». Как передают немецкие СМИ, канцлер Германии Ангела Меркель подчеркнула, что, несмотря на общие интересы Турции и Германии, немецкое правительство во главу угла ставит право курдского народа на «свободную и достойную» жизнь.
Созвучна политике Германии и политика второго тяжеловеса европейской политики — Франции, которая устами президента Франсуа Олланда не раз заявляла о праве курдов на «достойную жизнь и свободу на земле своих предков». Именно во Франции и Германии проходят ежегодные конференции, форумы, мероприятия сторонников независимого Курдистана, что всегда приводило к дипломатическим протестам официальной Анкары. Немаловажным является также факт принятия Европарламентом 3 февраля 2016 года официальной резолюции о признании Геноцида христианского населения и езидского Народа, проживающего в Сирии и Ираке, со стороны исламской группировки ИГИЛ и призыва к международному сообществу о необходимости совместной борьбы с радикальными группировками. Напомним, что езиды являются курдской этнической группой, которая ведет борьбу на выживание с террористами из ДАИШ-ИГИЛ, и именно курды-езиды являются «кровными» врагами туркоманских группировок, контролируемых официальной Анкарой.
Принимая во внимание все озвученное выше, можно сделать вывод, что политика военного решения курдского вопроса, фактически проводимая странами НАТО и Израилем, приближает Турецкую Республику к «часу икс», когда ее активные действия будут вызывать массированное военное, политическое, дипломатическое противодействие со стороны практически всех акторов ближневосточного противостояния. Остановит ли это самоубийственную политику кабинета Эрдогана, покажет время.