Григорий Тищенко: Получив отпор в Сирии, боевики ДАИШ вполне могут оказаться в зоне карабахского конфликта
ՀարցազրույցЗаместитель директора Российского института стратегических исследований, руководитель Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Григорий Тищенко в интервью АрмИнфо рассуждает о последних импульсах российско-турецкого противостояния. А также дает оценку увеличению российского военного присутствия в Армении, прогнозирует возможные последствия развития сирийского конфликта для стран Южного Кавказа и Армении в частности.
Российско-турецкое противостояние уже привело к предложениям Москвы денонсировать Московский договор и к фактическому отказу Анкары признавать условия Кючук-Кайнарджийского мирного договора. Какие перспективы имеет эта “война договоров”, на Ваш взгляд, учитывая отказ президента РФ Путина идти на прямые переговоры с Эрдоганом?
Московский и Кючук-Кайнарджийский договоры в значительной степени уже устарели и во многом противоречат современным реалиям. Однако, как мне кажется, они будут пока сохранены, поскольку в них затронуты самые острые во все времена вопросы о территориальных границах. Отказ от этих договоров в нынешней напряженной обстановке может лишь обострить ситуацию в регионе, что вряд ли в интересах той же Армении, учитывая, в частности, проблему Нагорного Карабаха. Я понимаю чувства армянского народа, но надо дождаться стабилизации обстановки и тогда на "холодную" голову можно начинать что-то обсуждать и куда-то двигаться. На мой взгляд, "война договоров" закончилась, могут быть лишь отдельные "уколы". Если говорить о переговорах с Эрдоганом, то, я думаю, контакты с ним были бы возможны, если бы он принес извинения за сбитый российский бомбардировщик СУ-24М. Причем такой шаг выглядел бы в условиях боевых действий не как унижение, а как выражение простого человеческого сожаления и сочувствия. Судя по всему, Турция была готова к подобному акту агрессии в отношении России и лишь ждала удобного повода. Не случайно Анкара отказалась подписать с Москвой меморандум о предотвращении возможных инцидентов с военными самолётами в сирийском небе, такое соглашение действует между РФ и США с 20 октября 2015 года, т.е. еще до инцидента с российским бомбардировщиком. К тому же турецкие руководители непрерывно путаются в своих объяснениях случившегося.
Россия продолжает наращивать военное присутствие в Армении. Обусловлено ли это нарастанием противостояния с Турцией или же данный процесс имеет иные объективные военно-политические причины?
Как уже отмечалось, ситуация в регионе очень напряженная. Предугадать куда пойдут выдавливаемые из Сирии боевики, где они окажутся ‑ в Нагорном Карабахе или на Северном Кавказе довольно трудно. Россия уже объявлена в соцсетях целью № 1 для ДАИШ. В самой Турции не исключаются распад и гражданская война. В этих условиях долг России, как члена ОДКБ, оказать помощь Армении в укреплении ее безопасности перед лицом общих для обеих стран угроз.
Россия, Иран, Турция и теперь уже Саудовская Аравия довольно глубоко увязли в Сирии ‑ эпицентре охваченной хаосом территории Большого Ближнего Востока. Между тем американских военных на сирийской территории пока не видно, несмотря на периодические заявления Вашингтона “навести в этой стране порядок, и устранить Асада”. Вы не усматриваете в этом парадокса?
Сирия является хребтом обширного региона. Соединенные Штаты уже давно вынашивали планы перекройки границ Большого Ближнего Востока, тем более что они были искусственно нарезаны несколько десятилетий назад без учета мест проживания народов, конфессиональных факторов и т.д. Посмотрите карты региона в будущем, которые не раз публиковались различными аналитическими центрами США, Турции и других стран. Вы там найдете Свободный Курдистан, Суннитский Ирак и т.д., получите ответы на многие современные вопросы. Для Армении, например, предполагаемое отсечение от Ирака огромных территорий и создание "Объединенного" азербайджанского государства создаст перспективу оказаться в окружении Курдистана, Азербайджана и Грузии, причем население первых двух государств будет составлять порядка 30 млн. человек.
До недавнего времени все шло почти по плану. Была создана группировка ДАИШ, решавшая, в том числе, и задачи Вашингтона на Ближнем Востоке, которой активно помогали Турция, Саудовская Аравия, Катар и другие игроки, также надеявшиеся "поживиться" в результате развала Сирии. ДАИШ ‑ это "акционерное общество с большим количеством вкладчиков", но их "игру" сломало вмешательство Москвы. Планы пособников террористов стали рушиться с отрицательными для них последствиями. Россию поддержал Иран, не желающий усиления Саудовской Аравии в регионе и обеспокоенный развитием событий у своих границ. Американцы сами признают, что они всегда хорошо просчитывали тактические операции, но не стратегические последствия, хотя им и оказывает содействие, а подчас и осуществляет руководство Великобритании. Подтверждением могут служить Ирак, Афганистан, есть и другие примеры.
Сейчас мы видим попытки стабилизации обстановки в регионе с участием России и США. Вашингтон пошел на это только потому, что ситуация стала выходить из под его контроля. Можно ли было представить такое до начала операции наших ВКС в Сирии, когда Соединенные Штаты отвергали любой мирный процесс? Если говорить о привлечении американских сухопутных сил США к урегулированию сирийского конфликта, то, на мой взгляд, этого в ближайшей перспективе вряд ли следует ожидать, учитывая опыт Ирака и Афганистана. Я не считаю, что Обама, получивший Нобелевскую премию мира, хотел бы покинуть Белый дом не миротворцем, а организатором еще одной бойни на Ближнем Востоке с плохо предсказуемыми последствиями для самих Соединенных Штатов. Нельзя сбрасывать со счетов и начавшуюся президентскую кампанию в США. Как долго продлится нынешнее хрупкое перемирие в Сирии? Я думаю, сегодняшнее затишье ‑ результат действий, прежде всего, России и ее сторонников. Все стороны конфликта уже изрядно устали и им нужна передышка для восстановления сил, оценки сложившейся ситуации и выбора направления дальнейших действий. Если игроки, выступающие против Асада, поймут, что им не достичь своих целей в условиях мирного процесса, проведения в Сирии свободных выборов, то они, если к тому же почувствуют в себе достаточно сил, могут попытаться сорвать перемирие. Стабилизация ситуации в стране – это сохранение в значительной степени существующих границ в регионе, а этого многие не хотят. Ведь в соответствии с договоренностью президентов РФ и США с 27 февраля вступил в силу режим прекращения огня, предусматривающий остановку боевых действий Россией, США и всеми их союзниками, действующими в регионе. При этом режим прекращения огня абсолютно не касается группировок ДАИШ и "Джибхат-Ан-Нусра". А Россия во взаимодействии с сирийскими властями инициировала в стране начало процесса национального примирения, в рамках которого оказывается максимальное содействие возвращению в Сирию беженцев, находящихся за пределами страны. Конечной целью процесса национального примирения является создание необходимых условий для развития в Сирии диалога между всеми заинтересованными политическими силами о консолидации общества и переходе к мирной жизни.
Какими Вам представляются реальные причины конфликта между постепенно выходящим из международной изоляции Ираном и Саудовской Аравией. Каковы перспективы его расширения за счет других стран и роль США в этом противостоянии?
Основной причиной конфликта является борьба за лидирующие позиции в регионе между Ираном и Саудовской Аравией, которая, по моему мнению, в перспективе только возрастет. По мере усиления ИРИ Тегеран будет все настойчивее заявлять о своих претензиях на лидерство, обостряя тем самым противоречия с Эр-Риядом. Проявления борьбы мы видим и в Бахрейне, Йемене, в самой Саудовской Аравии. США пытаются играть на этих противоречиях и под предлогом иранской угрозы продвигают свои интересы на Ближнем Востоке, что выражается в активизации продаж оружия монархиям Персидского залива, развертывании в регионе совместной ПРО. Наиболее заметное противостояние Тегерана и Эр-Рияда наблюдается в Сирии, где саудовцы поддерживают ДАИШ, а иранцы законное правительство Асада. В политике Вашингтона в отношении Ирана и Саудовской Аравии четко прослеживается принцип "разделяй и властвуй".
Армения и другие страны Южного Кавказа находится в нескольких сотнях километров от эпицентра нестабильности Большого Ближнего Востока. Является ли, на Ваш взгляд, наблюдаемый там хаос угрозой безопасности Еревана? Если да, то каким образом этот хаос может быть перенесен на территорию южнокавказских республик?
На мой взгляд, боевики ДАИШ, получив отпор в Сирии, вполне могут быть переправлены в Нагорный Карабах через Турцию, которая не стесняется оказывать им содействие. Нельзя не учитывать борьбу турецких властей с курдами в собственной стране, способную перерасти в серьезное противостояние. В случае разрастания конфликта в Сирии я не исключаю его распространения и на территорию многонациональной Турции, что чрезвычайно опасно. К тому же, как известно, где конфликт – там беженцы и есть вероятность их появления, в том числе в Армении. Думаю, на Ереван также будет нарастать давление со стороны Запада с целью изменения политики армянского руководства, разрыва связей республики с Россией.
На фоне затишья вокруг украинского конфликта падение цен на нефть и ослабление рубля не остановили операцию ВКС России в Сирии. А пример постепенно освобождаемого от санкций Ирана также продемонстрировал безуспешность санкционной политики США и их союзников в Европе. Как показал недавний визит патриарха американской внешней политики Генри Киссинджера в Москву, в Вашингтоне понимают, что договариваться с Москвой все же придется. Какими Вам представляются перспективы российско-американских отношений?
Россия становится сильнее, все активнее отстаивает свои интересы, вступающие подчас в противоречие с американскими. По моему мнению, существенного изменения в отношениях Москвы и Вашингтона, по крайней мере, в ближайшие 1,5 года (минимум ‑ до формирования политики новой администрацией Соединенных Штатов) не произойдет. Санкции против РФ останутся, военное и информационное давление будет только нарастать. Подтверждение тому ‑ появление новых военных баз и систем ПРО вдоль наших границ, продолжение разработки антироссийских концепций и стратегий в США и НАТО. Я думаю, мы еще не раз станем свидетелями откровенной лжи, направленной на дискредитацию России. Наша страна и ранее сталкивалась с подобным противостоянием, и я уверен в том, что мы выстоим и победим и в этот раз.